План работы 1. Выбор маршрута движения (учесть особенности конкретной местности, определить примерные расстояния, которые необходимо пройти, время движения по маршруту, наметить наиболее яркие ориентиры). 2. Формирование групп, определение консультантов 3. Подготовительная работа на местности с консультантами (ознакомление с маршрутом движения, приемами и действиями выполнения маршрутной съемки). 4. Составление карточек – заданий с инструкцией к их выполнению на каждый вид деятельности участника маршрута. (Письменные инструкции не только снижают чувство неуверенности, предупреждают возможные «как?» и «почему?», но и приучают учащихся пользоваться ими) (См. приложение). 5. Подготовить таблицу «Направления и расстояния по маршруту». 6. Отбор и подготовка необходимых инструментов и приборов для составления маршрута (индивидуальных и групповых).
Нам уже открыты все страны и континенты. Сегодня ж мы изучаем местные моменты. Мы план составить сможем любого уголка, Маршруты мы проложим в наш край издалека. По компасу мы быстро все стороны найдем, И азимут узнав, мудрей, умнее став, И азимут узнав, мудрей, умнее став, Любой дорогой трудною мы смело вдаль пойдем. 1. Перед вами на рисунке изображена местность. С помощью условных знаков нарисуйте план этой местности.
Визирование
Полярная съемка на местности
План маршрутной съемки
Виды деятельности участников маршрута: 1-й учащийся: держит планшет, следит за его ориентированием, наносит схему маршрута с помощью условных знаков и масштаба. 1-й учащийся: держит планшет, следит за его ориентированием, наносит схему маршрута с помощью условных знаков и масштаба. 2-й учащийся: визирует линейку на заданные предметы, определяет азимут точек стояния. 2-й учащийся: визирует линейку на заданные предметы, определяет азимут точек стояния. 3-й учащийся: измеряет расстояние шагами и переводит их в метры, рулеткой или полевым циркулем. Высчитывает расстояние в масштабе. 3-й учащийся: измеряет расстояние шагами и переводит их в метры, рулеткой или полевым циркулем. Высчитывает расстояние в масштабе. 4-й учащийся: консультант - организует работу в группе, помогает всем членам группы, составляет описание маршрута по результатам съемки. 4-й учащийся: консультант - организует работу в группе, помогает всем членам группы, составляет описание маршрута по результатам съемки.
2. Практическая работа на местности План проведения. Организованный приход к начальному пункту маршрута (школа) со всеми необходимыми принадлежностями и оборудованием. Организованный приход к начальному пункту маршрута (школа) со всеми необходимыми принадлежностями и оборудованием. Знакомство с местностью. Знакомство с местностью. Каждой группе объясняется, что нужно сделать на этом уроке. Ученики получают карточки с заданиями и подробную инструкцию к их выполнению. Каждой группе объясняется, что нужно сделать на этом уроке. Ученики получают карточки с заданиями и подробную инструкцию к их выполнению. Практический показ съемки пути Практический показ съемки пути а) ориентирование планшета и выбор точки стояния на планшете; б) выбор масштаба; в) визирование линейки на заданные предметы; определение азимута точек стояния г) измерение расстояний до нужного объекта (шагами, рулеткой или полевым циркулем) и нанесение расстояний в масштабе на планшете; д) условными знаками нанести окружающие объекты (точки стояния, предметы, расположенные по обеим сторонам пути); е) изменение точки стояния. Все действия повторить с пункта «а».
После проведения экскурсии, с помощью условных знаков изобразите участок, который вы посетили Объект Направление горизонта Азимут в градусах Расстояние в метрах
Описание маршрута учащимися «Школа - озеро Подпесочное». «Школа - озеро Подпесочное». Мы вышли из школы (начало маршрута) в южном направлении и прошли по тропинке 30 метров до лиственного дерева, чтобы перейти через шоссе и двигаться в западном направлении. Когда не было машин, мы перешли шоссе и грунтовой дорогой мимо жилых домов прошли 270 метров до станции обезжелезования воды, здесь вода, которую мы пьем, очищается от примесей железа. Миновав станцию, мы повернули на северо-запад, прошли еще по грунтовой дороге 52 метра и вышли на песчаную намывную территорию. Сюда завезли песок из реки Хопер, чтобы во время разлива вода не доходила до жилых домов. Мы сделали остановку у срубленного дерева. Повернув на юго-запад, той же грунтовой дорогой, мимо луга мы прошли 164 метра и дошли до конечного маршрута – озера Подпесочного. Отдохнув, мы вернулись в школу. Мы вышли из школы (начало маршрута) в южном направлении и прошли по тропинке 30 метров до лиственного дерева, чтобы перейти через шоссе и двигаться в западном направлении. Когда не было машин, мы перешли шоссе и грунтовой дорогой мимо жилых домов прошли 270 метров до станции обезжелезования воды, здесь вода, которую мы пьем, очищается от примесей железа. Миновав станцию, мы повернули на северо-запад, прошли еще по грунтовой дороге 52 метра и вышли на песчаную намывную территорию. Сюда завезли песок из реки Хопер, чтобы во время разлива вода не доходила до жилых домов. Мы сделали остановку у срубленного дерева. Повернув на юго-запад, той же грунтовой дорогой, мимо луга мы прошли 164 метра и дошли до конечного маршрута – озера Подпесочного. Отдохнув, мы вернулись в школу.