КЛАССИЦИЗМ – ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ЛИТЕРАТУРЕ
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) – художественное направление, сложившееся в европейской литературе XVII века. Видными представителями французского литературного классицизма являются Н. Буало (теоретик классицизма, автор эстетического трактата в стихах "Поэтическое искусство"), П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер.
ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР
Литературный классицизм соответствовал эпохе абсолютистских монархий и выдвигал высшим мерилом (и авторитетом) разум. Правители, стремясь укрепить и упорядочить свою власть, вводили строгие правила поведения сословий и отдельных граждан, ограничивая свободу человека. Художественный метод литературного классицизма характеризуется на различных уровнях следующим образом: онтология - мир иерархичен; онтология - мир иерархичен; гносеология - всесилие разума; гносеология - всесилие разума; идеология - государство превыше всего. идеология - государство превыше всего.
В основе эстетики – принцип рационализма, культ разума, высшим образцом, идеалом признаются произведения античного искусства. Теоретик французского классицизма Н. Буало, выделяя основные эстетические требования, отмечал следующие: подражание античным образцам как следствие утверждения абсолютности идеала прекрасного; разум как главный критерий художественной правды: "Учитесь мыслить вы, потом уже писать"; абстрактность художественного образа; дидактическая (поучительная) направленность произведения и искусства в целом; соблюдение правил трех единств (времени, места, действия) и др.
Жанровая система классицизма строго иерархична. Жанры делятся на высокие (трагедия, ода и др.), средние (высокая комедия, «дидактическая» поэзия, любовные и философские стихи) и низкие (комедия, сатира).
КЛАССИЦИЗМ В СКУЛЬПТУРЕ
КЛАССИЦИЗМ В ЖИВОПИСИ
В высоких жанрах предмет изображения - высшие (государственные, общественные) сферы бытия. Герои таких жанров – люди, перед которыми преклоняются, смотрят на них снизу вверх. Описываемые чувства также самые высокие и яркие. К высоким жанрам относятся: эпические поэмы (эпопеи), трагедии, оды (духовные и торжественные).
В средних жанрах (высокая комедия, «дидактическая» поэзия, любовные и философские стихи) изображались люди, равные автору, рассматривались обычные жизненные ситуации, высмеивались пороки чаще всего представителей высшего общества.
В низких жанрах – отображалась повседневная действительность, несовершенный быт, достойный осмеяния. В них действовали либо простые люди, либо животные. Это такие произведения, как басня, низкая комедия, сатира.
Но все жанры подчинялись главным правилам: ясности изложения и логичности. Произведение в первую очередь должно убедить читателя, а затем уже увлечь, понравиться. Французские классицисты корректировали эти требования, выбирая жанры и средства выражения в соответствии со своими представлениями о назначении искусства и роли жанровых литературных произведений.