Методический анализ освоения курса «Проектная деятельность» Кирилова Ирина Юрьевна, зам. директора по УВР МАОУ «Лицей 38» г. Белгорода
Цель курса: формирование у младших школьников проектных умений минимального уровня сложности. Задачи развитие проектных умений использование учебных проектов для организации самостоятельного добывания знаний учащимися на предметных занятиях и более эффективного их усвоения формирование проектных компетентностей обучающихся и решение воспитательных задач в средней школе
«…формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе…».[1][1] [1] Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: С.1 ФГОС НОО
Мониторинг качества основного общего образования в целях оценки уровня сформированности предметных, метапредметных образовательных результатов обучающихся 4-х классов
7 Инструментарий для оценки качества образования: начальная школа, 2012 г. Инструментарий для оценки качества образования: начальная школа, 2012 г. Индивидуальные достижения учащихся Состояние системы начального образования предметные метапредметные личностные РЯ МАОМ Комплексные работы с текстом на межпредметной основе Основа: ПлРез блок «Выпуск- ник научится» РЯ Основа: ПлРез оба блока МА ОМ Анкеты: самооценка отношение мотивация Групповой проект: индивидуальный уровень ТО ЖЕ + Групповой проект: уровень группы Не допустимо Моральные дилеммы Контекстная информация, анкеты для учителей и родителей Предмет анализа
Инструментарий Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Комплексные работы на межпредметной основе: работа с текстом решение заданий с использованием логических операций, моделей, знаково- символических средств, схем Первая часть – 1 урокВторая часть – 1-2 урока Работа в группе: саморегуляция сотрудничество коммуникация использование ИКТ карта наблюдений лист планирования и продвижения по заданию презентация видеозапись листы самооценки материалы целенаправ- ленных наблюдений работы учащихся 8
9 Познавательный «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЗЕМЛЕ?» Конструкторский «МАКЕТ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ» Исследовательский «КАК МЫ ПРОВО- ДИМ СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ?» Социальный «ПОМОГИ БУДУЩЕМУ ПЕРВОКЛАССНИКУ» Дети, работая в малых группах, по 4-5 человек, уточняют тему проекта, планируют работу и готовят макет, плакат, или компьютерную презентацию, которую представляют классу. Они отмечают стикерами наиболее понравившуюся им работу и оценивают работу своей группы и свой вклад в работу группы. короткий текст, вопросы к нему и иллюстрации, загадки, пословицы список литературы макет – рисунок, или из ЛЕГО, или из пластилина + пояснения вопросы, опрос диаграмма текст-интерпретация выделяют возможные проблемы первоклассников и составляют план помощи/опеки Наблюдаем: планирование работы и её исполнение, взаимодействие, конфликты, активность, инициативность Описание инструментария: групповые проекты
Параметры наблюдения во время выполнения группового проекта Наличие элементов целеполагания Планирование Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта Соответствие исполнения проекту плана Контроль продвижения по заданию Представление результатов Конфликты и их разрешение Активность, инициативность, лидерство ученика Самооценка Параметры наблюдения в курсе «Проектная деятельность» Анализ проблемной ситуации Выделение проблемы и подпроблемы Формулирование цели Определение задач Формулирование ожидаемого результата Рефлексивный анализ своей работы Самооценивание Презентативные умения Организация работы в группах Распределение работы в группах
Параметры наблюдения во время выполнения группового проекта Наличие элементов целеполагания Планирование Распределение заданий и обязанностей по выполнению проекта Соответствие исполнения проекту плана Контроль продвижения по заданию Представление результатов Конфликты и их разрешение, Активность, инициативность, лидерство ученика Самооценка Параметры наблюдения в курсе «Проектная деятельность» Формулирование цели Определение задач Распределение работы в группах Выполнение работы в соответствии с планом Фиксация выполненных действий и операций в плане Презентативные умения Рефлексивный анализ своей работы Самооценивание
1. НАЛИЧИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ Ученик: 0 – не участвовал в выборе темы/формы работы 1 – участвовал в выборе темы/формы работы, но не активно 2 – активно участвовал в выборе темы/формы работы, 3 – был лидером 92 %87,4%
2. ПЛАНИРОВАНИЕ Ученик: 0 – не участвовал в планировании 1 – участвовал в планировании, но не активно 2 – активно участвовал в планировании, 3 – был лидером 79 %86,8 %
2. ПЛАНИРОВАНИЕ
3. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ И ИХ ВЫПОЛНЕНИЕ Ученик: 0 – в работе над проектом не участвовал (независимо от того были или не были распределены функции) 1 – ставится в следующих случаях: а) распределения функций не было, делал, что считал нужным или б) распределение функций было, имел своё задание, но выполнял иное задание (дублировал работу одноклассников, делал непредусмотренное планом работ) 2 – распределения функций было, имел и выполнял свою часть работы 95,5% 100 %
4. СООТВЕТСТВИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ПЛАНУ Ученик: 0 – «активность» ученика не связана с планом работы группы 1 – во время исполнения отступал от выполнения своей части работы, зафиксированной в плане 2 – выполнил работу в соответствии с планом 88% 96%
5. КОНТРОЛЬ ПРОДВИЖЕНИЯ ПО ЗАДАНИЮ Ученик: 0 – не участвовал в контроле 1 – контролировал только свои действия 2 – контролировал и свои действия, и действия партнеров по группе 96%87 %
6. УЧАСТИЕ В ПРЕЗЕНТАЦИИ Ученик: 0 – в презентации не участвовал(а) 1 – участие в презентации незначительное 2 – участие в презентации значительное 92% 35 %
7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНФЛИКТА Ученик: 0 – инициатор конфликта 1 – участник конфликта 2 – в конфликт не вступает 38% 48 %
8. РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА Ученик: 0 – пытается настоять на своем, спорит, на компромисс не идет 1 – готов уступить, избегает столкновений 2 – ведет переговоры, аргументирует свою позицию, слушает партнера, ищет оптимальное решение 71% 84 %
9. АКТИВНОСТЬ/ ИНИЦИАТИВНОСТЬ УЧЕНИКА Ученик: 0 – не проявляет активности 1 – активен, но инициативы не проявляет 2 – активен, проявляет инициативу 91% 10. ОРИЕНТАЦИЯ НА ПАРТНЁРА Ученик: 0 – не слушает, перебивает, не учитывает мнения партнера 1 –прислушивается к партнеру, старается учесть его позиции, если считает верной 79 % 87 %
11. ЛИДЕРСТВО Ученик: 0 – стремления к лидерству не проявляет, довольствуется ролью «ведомого» 1 – проявляет стремление к лидерству, в команде работать не умеет 2 – проявляет стремление к лидерству, умеет работать в команде «на вторых ролях» 36 %57 %
12. САМООЦЕНКА Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке знаком X. Я сделал(а) очень много, без меня работа бы не получилась. Почти все сделали без меня.
СРЕДНИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПО КЛАССУ ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯНАИВЫСШИЙ БАЛЛСРЕДНИЙ БАЛЛ Целеполагание2,22 Активность участия в целеполагании 2,22,08 Активность участия в планировании 21,95 Распределение функций и их выполнение 21,8 Соответствие исполнения плану21,6 Активность в контроле21,5 Участие в презентации21,6