Учитель в социально-контекстном пространстве современной школы Мачехина Ольга Николаевна кандидат педагогических наук, доцент Московский Институт Открытого Образования
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ Социум Учитель Мировое сообщество Государство
Профессиональная компетентность учителя - совокупность профессиональных и социально-личностных характеристик, необходимых для успешной педагогической деятельности. Знания когнитивная основа компетентности Социально-личностные характеристики Умения опыт использования знаний
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ Школа контекстного обучения А.А. Вербицкого Школа развивающего обучения Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и др. Школа поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и др. Школа проблемного обучения А.М. Матюшкина, И.Я. Лернера и др. Школа открытого дистанционног о образования С.А. Щенникова, А.Г. Чернявской и др.
Контекстное обучение - обучение, в котором динамически моделируется предметное и социальное содержание жизнедеятельности, тем самым обеспечиваются условия трансформации учебной деятельности в социально-практическую деятельность. Контекст – это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому, так и ее компонентам. Внутренний контекст - индивидуально- психологические особенности, знания и опыт человека Внешний контекст - предметные, социокультурные, пространственно-временные и иные характеристики ситуации, в которых действует человек Ситуация профессионального развития учителя
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНТЕКСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ придает личностный смысл профессиональной деятельности учителя; порождает интерес к решению проблемных ситуаций социально-педагогического взаимодействия.
обучающегообучаемого СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИТУАТИВНЫЙ КОНТАКТ ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА взаимосвязанный процесс обмена воздействиями различного рода между его участниками
СИТУАТИВНЫЕ ПЛОСКОСТИ СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ I. Взаимодействие между учителем и ученикомIII. Взаимодействие между учителем и администрациейV. Взаимодействие между учителем и социумомIV. Взаимодействие между учителем и родителями учениковII. Взаимодействие между учителем и коллегами
СОЦИАЛЬНО-КОНТЕКСТНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ объективная категория места: Общение в режиме диалога- полилога Личностно значимого комментирования Ситуативно- событийной интерпретации Проживания увиденного и услышанного «АКТУАЛИЗАЦИЯ» ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОНТЕКСТА
Условия развития СОЦИАЛЬНО-КОНТЕКСТНОГО ПРОСТРАНСТВА Первое условие - непрерывное профессиональное саморазвитие учителей и воспитателей, основанное на ситуативном моделировании педагогического взаимодействия в различных плоскостях. Второе условие - использование мотивационных стимулов, побуждающих учителей к росту профессиональной компетентности, а школьников к овладению способами социально ориентированных действий и поступков. Третье условие - наличие социально-личностно ориентированной школьной культуры как особого стиля взаимодействия всех участников образовательного сообщества. Четвертое условие - разработка и освоение контекстно- ориентированных образовательных технологий.
МОТИВАЦИОННЫЕ СТИМУЛЫ востребованность результатов деятельности в среде ближайшего окружения реализация творческих, организаторских и иных способностей уверенность в поощрении, в т.ч. материальном самоактуализация личности самоутверждение в группе коррекция собственной самооценки
Внешнее сообщество Внутреннее сообщество ШКОЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Системы ценностей Отношение к личности Традиции Нормы, правила, установки
КОНТЕКСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Приемы и формы организации образовательного процесса последовательная СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ учителя Методы и методики организации образовательного процесса заданная совокупность условий АКТУАЛИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО КОНТЕКСТА ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКА
Спасибо за внимание! Телефон мобильный: ; Телефон домашний: 8(495) ;