Проектное обучение в педагогике постиндустриального общества Пахомова Н.Ю. зав.лаб. МИОО к.п.н., доцент
Научная педагогика от Яна Амоса Коменского 300 лет развивалась как педагогика индустриального общества. Во второй половине XX века человечество резко перешло в иную эпоху своего развития – постиндустриальную эпоху постиндустриальную эпоху Цепь событий преобразивших мир: энергетический кризис, технологическая революция, электронно- телекоммуникационная революция. Интеграция мировой экономики. Острейшая конкуренция. Гигантские экологические катастрофы. Нестабильность в политике, экономике, в социальной сфере, в труде, в быту.
Общество в России только становится постиндустриальным Постиндустриальная экономика преобладает инновационный сектор с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний, с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.
Научные разработки становятся главной движущей силой экономики Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и творческий подход работника. Главным фактором развития постиндустриального общества являются профессионалы, высокообразованные люди, наука и знания во всех видах экономической инновационной деятельности.
Переход от индустриальной к постиндустриальной парадигме Общество, в котором образование становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к образовательным учреждениям в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее. Требуется: отказ от понимания образования как получения готового знания и представления о педагоге как носителе готового знания Приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самореализации в жизни, как средства построения личной карьеры
Смена парадигм образования Компонент парадигмы Индустриальное общество Постиндустриальное общество Ценности образование для общественного производства; образование для самореализации человека в жизни, для личной карьеры; Мотивы образование обучающихся как обязанность; деятельность педагога как исполнение профессионально го долга; заинтересованность обучающихся в образовании, удовольствие от достижения результатов; заинтересованность педагога в развитии обучающихся, удовольствие от общения с ними;
Смена парадигм образования Компонент парадигмы Индустриальное общество Постиндустриальное общество Нормы ответственность за учение обучающихся несет педагог; авторитет педагога держится за счет соблюдения дистанции, требований обучающихся дисциплины и усердия; обучающиеся принимают на себя ответственность за свое учение; авторитет педагога создается за счет его личностных качеств; Цели направленность образования на приобретение научных знаний; образование в молодости как «запас на всю жизнь»; направленность образования на овладение основами человеческой культуры; образование в течение всей жизни;
Смена парадигм образования Компонент парадигмы Индустриальное общество Постиндустриальное общество Позиции участников учебного процесса педагог передает знания; педагог над обучающимися; педагог создает условия для самостоятельного учения; Формы и методы иерархический и авторитарный методы; стабильная структура учебных дисциплин; стабильные формы организации образовательного процесса; акцент на аудиторные занятия под руководством педагога; демократический и эгалитарный (построенный на равенстве) методы; динамичная структура учебных дисциплин; динамичные формы организации образовательного процесса; акцент на самостоятельную работу обучающихся;
Смена парадигм образования Компонент парадигмы Индустриальное общество Постиндустриальное общество Средства основное средство – учебная книга; учебная книга дополняется и замещается мощнейшими ресурсами информационно- телекоммуникационных систем и СМИ; Контроль и оценка контроль и оценка производятся преимущественно педагогом. смещение акцента на самоконтроль и самооценку обучающихся. Цитирование по: Новиков, А.М. 300 лет индустриальной педагогике [Текст] / А.М. Новиков // Отечественная и зарубежная педагогика С
Появление учебного проектирования не просто возрождение метода проектов. Это насущная потребность формирования новых качеств обучающихся – они должны овладеть проектной компетенцией. Это необходимый инструмент для решения задач непрерывного образования в постиндустриальном обществе. Закладывая основы проектной компетенции младших школьников, учитель должен представлять все здание Проектного обучения.
В соответствии с ФГОС 2 поколения Необходимо выстраивать систему Проектного обучения как сквозную подготовку обучающегося к использованию проектирования и исследования для решения различных личных жизненных, профессиональных и социальных проблем, для организации самоопределения и самообучения в течение всей жизни.
В средней основной и в старшей школах необходимо: развивать проектную компетентность использовать ее для проектного обучения с целю организации системно-деятельностного подхода в компетентностном и знаньевом образовательном процессе
В рамках учебного проекта может понадобиться деятельность : исследовательская познавательная коммуникативная поисковая предметно-технологическая
В курсе «Проектная деятельность» делаются первые шаги по организации и включению различных видов деятельности: исследовательской – «Кислотные дожди» поисковой – «Викторина», познавательной – «Здоровый образ жизни» предметно-технологической – «Гирлянда», «Настольная игра», «» коммуникативной – «Профессии родителей» и др.
Каждому типу деятельности соответствует тип проблемы и цель Узнать какой, почему Познакомиться с, познать, изучить Найти Установить контакт и провести обмен информацией Сделать Определить который
Самоорганизация деятельности Прежде чем обучающийся сможет организовывать свою деятельность в рамках проекта, надо обучить этой деятельности. На различных предметных занятиях в начальной школе необходимо использовать различные виды деятельности, добиваться самостоятельной организации их учащимися. После освоения отдельных видов деятельности можно предлагать учебные проекты, в рамках которых возникает необходимость проделать или исследование, или поиск, или коммуникацию. Возникшая необходимость повлечет самостоятельную организацию и осуществление соответствующей деятельности. Вот к чему мы должны стремиться!
Цель Проектного обучения Проектная компетентность Самоорганизация любой деятельности ЖЕЛАЮ НАМ ВСЕМ УСПЕХОВ!