Сенсорное воспитание_это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, слово происходит от латинского слова sensus_чувство, ощущение, восприятие. ОСНОВОЙ УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ, КОТОРОЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ И ОБОГАЩЕНИЕ ЧУВСТВЕННОГО ОПЫТА РЕБЁНКА, ФОРМИРУЕТ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СВОЙСТВАХ И КАЧЕСТВАХ ПРЕДМЕТОВ
.. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире. Таким образом, сенсорная культура ребёнка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Зона экспериментирования *Уголок природы * Природный и бросовый материал -помогает видеть окружающий мир с точки зрения тактильного изучения форм, рождения образов, что способствует развитию творческих способностей.
Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста 1.Формирование у детей перцептивных (обследовательских) действий 1.Формирование у детей системы сенсорных эталонов 3.Формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности 3. 3.Развитие зрения,слуха, осязания, вкуса,координации руки и глаза, развитие мелкой моторики рук в разнообразных видах деятельности.
Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности *игровой *игровой *конструктивной *конструктивной *музыкально- двигательной *музыкально- двигательной *ознакомлении детей с окружающим *ознакомлении детей с окружающим *изобразительной *изобразительной
Конструирование Игры с прищепками, скрепками Поделки из природного материала и бумаги Шнуровка,бусы
Аппликация, различные виды мозаик, конструкторов.
В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТИ УСВАИВАЮТ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРОВКИ: ВПЕРЁД – НАЗАД, ВВЕРХУ – ВНИЗУ, ДАЛЕКО – БЛИЗКО, СЛЕВА – СПРАВА И ДР., КОТОРЫМИ РУКОВОДСТВУЮТСЯ В ЖИЗНЕННЫХ СИТУАЦИЯХ. ОНИ РАЗЛИЧАЮТ ФОРМУ ПРЕДМЕТОВ, ИХ ВЕЛИЧИНУ, СРАВНИВАЮТ ПРЕДМЕТЫ МЕЖДУ СОБОЙ. ПОСТЕПЕННО ДЕТИ УЧАТСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ И ОВЛАДЕВАЮТ ВРЕМЕННЫМИ ПОНЯТИЯМИ, ОСОЗНАЮТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВРЕМЕНИ. В СОДЕРЖАНИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ВХОДИТ РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ, УМЕНИЯ ВСЛУШИВАТЬСЯ И РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА (ВОСПРИЯТИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ) И МУЗЫКАЛЬНОГО (УМЕНИЕ РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ ПО ВЫСОТЕ, ВОСПРИНИМАТЬ РИТМИЧЕСКИЙ РИСУНОК И ДР.).
Игры на ориентировку в пространстве:,, Игры на ориентировку в пространстве:,,
БОЛЬШИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ В РАБОТЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩИМ, ОСОБЕННО С ПРИРОДОЙ. ДЕЙСТВУЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ, РЕБЁНОК ПОЛУЧАЕТ МНОЖЕСТВО ОЩУЩЕНИЙ: ЕГО ОКРУЖАЮТ ЦВЕТА, ЗАПАХИ, ЗВУКИ.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ – ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
Расставь по росту Разложи по длине *Высокий- низкий *Танграм * Колумбово яйцоРасставь по росту Разложи по длине *Высокий- низкий *Танграм * Колумбово яйцо
Игры на развитие зрительного восприятия. «Разрезные картинки»; «Сложи узор»; «Выбор недостающего фрагмента изображения»; «Контуры»; «Выложи из палочек»; «Лабиринты» (развитие глазодвигательных функций); «Найди по цвету» (развитие цветового восприятия); «Парные изображения» (восприятие формы, цвета, величины); «Карты для малышей» (восприятие цвета и формы); «Читаем по губам» (учить концентрировать взгляд); «Найди по части целое»; «Дорисуй» (развитие зрительного восприятия и воображения); «Нарисуй по точкам»; «Что изменилось?»; «Найди ошибку»; «Найди отличия»; «Знаковая таблица»; «Спрятанные изображения»; «Зашумленные изображения»; «Перевернутые изображения»; «Запомни и нарисуй» «Где зажегся фонарик?» (ориентация); «Кто (что) где?»; «Рисование по клеточкам»; «Дорисуй половину»; «Зеркало»
Игры на развитие слухового восприятия. Игры на восприятие звука. ( с 4 лет) Игры на восприятие звука. ( с 4 лет) Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте, шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др. Дать представление о громком и тихом звуке, шепоте, шуршании, скрипе, писке, звоне, шелесте и др. Научить слышать разные шумы, прислушиваться. Научить слышать разные шумы, прислушиваться. Игры на подражание звукам: как поют птички, кричат животные. шумят машины... Игры на подражание звукам: как поют птички, кричат животные. шумят машины... «Слово заблудилось». ( с 5 лет) «Слово заблудилось». ( с 5 лет) Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. Ведущий произносит рифмованные и нерифмованные фразы, в которых используется неподходящие по смыслу слова. Дети слушают внимательно и подсказывают нужное слово. На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка), На полу из плошки молоко пьет ложка (кошка), На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки). На полянке у дубочка собрала кусочки дочка (грибочки). Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша. (каша, ложка). Вкусная сварилась Маша. Где большая жрошка наша. (каша, ложка).. Двигательный диктант (по шагам).( с 5 лет ). Двигательный диктант (по шагам).( с 5 лет ) Например: один шаг вперед, два шага направо, один шаг назад. Например: один шаг вперед, два шага направо, один шаг назад..Нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д..Нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д.