Этапы творческой научной деятельности (по Мельниковой Е.Л.) 1. Постановка проблемы возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулирование проблемы. В результате проблема вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленный для разрешения. 2. Поиск решения выдвижение гипотез и их проверка. В результате решение проблемы понимание нового знания. 3. Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме. В результате продукт рукопись (книги, статьи, диссертации, доклада). 4. Реализация продукта публичное представление продукта. В результате публикация, выступление. Творческая учебная деятельность аналог научной ТД.
Схема ДИР (ТРИЗ) n деятельность по сбору информации n формирование модели n анализ n сбор дополнительной информации в рамках модели n анализ (выявление и разрешение противоречий) n новая модель...
Виды творческих работ По методике выполнения
Виды творческих работ nПnПnПnПроблемно-реферативные работы nэnэnэnэкспериментальные работы nоnоnоnописательные работы nиnиnиnисследовательские работы
Проблемно-реферативные работы Информационные источники Сопоставление данных Собственная трактовка поставленной проблемы Информационные источники Проблема
Экспериментальные работы
Описательные работы n Выбирается явление (объект) n организуется наблюдение n проводится качественное описание явления (объекта)
Исследовательские работы
три этапа организации детской исследовательской работы с учащимися среднего звена n 1 этап. Поисковая исследовательская работа на уроке под руководством учителя. Этот этап предполагает постепенное формирование каждого элемента исследования в процессе фронтальной и групповой работы с учащимися. (специальных упражнения : по сбору информации, по формированию модели, по анализу детских копилок на материале с уроков в 5, 6 классах.)
три этапа организации детской исследовательской работы с учащимися среднего звена n 2 этап. Детские квази -исследовательские работы. На учебном материале ребенок (группа детей) самостоятельно выполняет все этапы исследовательской работы и делает свое собственное открытие известных в науке фактов квази- открытие. Учитель помогает сформулировать задачу и организует работу по обсуждению результатов.(7-8 класс)
три этапа организации детской исследовательской работы с учащимися среднего звена n 3 этап. ДИР, выходящие за рамки школьной программы. Ученик советуется с учителем только в выборе темы работы, далее он работает самостоятельно. Промежуточные результаты обсуждаются с учителем. Итоговые выносятся на обсуждение НОУ на ШНПК. Подготовленные таким образом учащиеся могут продолжать исследовательскую работу в старших классах по любому направлению, под руководством преподавателей ВУЗов.