Урок 25 Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Внешнее строение.
Цель: 1) Изучить особенности строения и жизнедеятельности насекомых ; 2) Проследить связь между особенностями строения и жизнедеятельности, средой обитания ; 3) Выявить черты приспособленности к среде обитания, выявить черты усложнения организации.
Оборудование : рисунки, фотографии, презентация PowerPoint. Базовые понятия : хитин, отделы тела, крылья, сложные глаза, тип ротовых аппаратов. Методы : словесный, частично - поисковый, лабораторный практикум. Тип урока : комбинированный.
Ход урока. І. Организационный этап а) приветствие; б) проверка отсутствующих. II. Актуализация опорных знаний. а) проверка д/з (тетради у 2 учащихся) б)ответы на вопросы
-Что собой представляет наружный скелет членистоногих ? ( тело покрыто кутикулой ). -Что такое сложные глаза ? ( несколько пар глаз ). III. Мотивация учебной деятельности. К типу Членистоногие относятся такие классы как - Ракообразные, Паукообразные, Насекомые. На прошлых уроках мы с вами познакомились с классами Ракообразные и Паукообразные, но все вы также слышали о таком классе, как Насекомые, которые принадлежат к подтипу Трахейнодышащие.
С разными насекомыми вы встречаетесь каждый день предлагаю вам составить список насекомых, которых вы встречали в природе и своем жилье. Чем, как вы думаете, можно объяснить поражающее разнообразие насекомых ? IV. Изучение нового материала. а ) сообщение темы урока, постановка цели и задач. б ) изложение нового материала.
Работа с учебником и слайдами. Общая характеристика – внешнее строение. 1)Численность. 1,5 млн видов.
2) Среда обитания. -наземно - воздушная ; -водная ; - почвенная ; -Организменная. 3) Размеры. От мм до 15 см – длина тела.
4) Имеют наружный скелет ( хитинизированную кутикулу ), к которому крепится двигательная мускулатура. Вопрос : как можно объяснить явление, что многие насекомые во взрослом состоянии не линяют ( жуки, бабочки, мухи, комары и д. р.). 5) Сегментированное тело - голова (5); - грудь (3); - брюшко (11). 6) На голове : - пара усиков ; - ротовые органы ( нижние, верхние челюсти, нижняя губа ).
-Пара фасеточных глаз ; -Усики разной формы ; -Ротовой аппарат ( грызущий, колюще - сосущий – 2 типа, сосущий, лижуще грызущий ). 7) Грудь : - Две пары крыльев (1 пара – на среднегруди, 2 пара – на заднегруди ); -Три пары ходильных конечностей ( бегательные, прыгательные, плавательные, хватательные, копательные ) Крылья – складки хитинового покрова. 8) Брюшко : конечностей не имеет, иногда могут быть видоизмененные конечности ( церки, кузнечики ).
9) Органы чувств : -Осязания - усики ; -Обоняния - усики ; -Вкуса – щупики нижней губы и нижней челюсти ; -Зрения – простые и сложные глаза ; -Слуха ; -Равновесия. V. Закрепление нового материала. Выполнение лабораторной работы 6
Лабораторная работа 6 O Тема. Изучение признаков приспособленности к окружающей среде во внешнем строении насекомых.
Цель: изучить особенности внешнего строения насекомых в связи с условиями их жизни и выявить черты сходства и различия между насекомыми.
Оборудование: рисунки, слайды. Ход работы. 1) Рассмотрел ( а ) рисунок насекомого. 2) Нашел ( а ) отделы тела и рассмотрел ( а ) особенности их строения.
3) На голове жука нашел ( а ) усики и сложные глаза. 4) Рассмотрел ( а ) детали строения ротового аппарата. 5) Рассмотрел ( а ) детали строения наружного скелета.
6) Рассмотрел ( а ) детали строения крыльев.
Вывод : « А » - репродуктивный. Как по внешнему строению можно отличить насекомых от ракообразных и паукообразных.
« В » - конструктивный. Какие особенности строения позволили насекомым приспособиться к полету ? Какое значение имеет полет в жизни насекомых ?
« С » - творческий. Сравните жука с пчелой или бабочкой. По каким признакам насекомые отличаются между собой ? Укажите черты сходства и различия насекомых в таблице.
Черты различия Черты сходства
VI. Итог урока. -С каким классом типа Членистоногие познакомились на уроке. -В чем особенности внешнего строения. -В чем отличия от других классов типа Членистоногие. VII. Домашнее задание. §24 стр.114 – 118 стр. 119 упражнение 3, 4