Совершенствование педагогического мастерства учителей гимназии через самообразовательную деятельность Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность 2012/2013 учебный год
«Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель" «Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель» К.Д.Ушинский
ЦЕЛЬ: выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителей выявить влияние самообразования на педагогическое мастерство и профессиональный рост учителей Задачи: Раскрыть теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу и саморазвитию в процессе организации методической работы Показать необходимость самообразовательной деятельности в процессе совершенствования педагогического мастерства учителя Выявить факторы, препятствующие саморазвитию и факторы, стимулирующие саморазвитие педагога Проанализировать рост профессиональных компетенций учителей школы на основе самообразования Представить материалы продуктивной самообразовательной деятельности педагогов.
«Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить» В.М. Лизинский
«Непрерывное образование означает всякого рода сознательные действия, которые взаимно дополняют друг друга и протекают в рамках системы образования, так и за её пределами в разные периоды жизни; эта деятельность ориентирована на приобретение знаний, развитие всех сторон и способностей личности, включая умение учиться и подготовку к исполнению разнообразных социальных и профессиональных обязанностей, а также к участию в социальном развитии, как в масштабе страны, так и масштабе всего мира» 1984 год, ЮНЕСКО
Учитель 21 века – это: гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач; умеющий организовать рефлексивную деятельность; умеющий организовать рефлексивную деятельность; обладающий высокой степенью профессиональной компетентности. обладающий высокой степенью профессиональной компетентности.
« Образование только тогда считается законченным, когда человек становиться способным к дальнейшему саморазвитию » А. Дистервег
САМООБРАЗОВАНИЕ - специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Направления самообразования Профессиональное (предмет преподавания) психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей) психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.) методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения) правовое эстетическое (гуманитарное) историческое иностранные языки политическое информационно-коммуникативные технологии охрана здоровья интересы и хобби
Составляющие процесса самообразования Изучать и внедрятьИзучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения. ПосещатьПосещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. проводитьПериодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. СовершенствоватьСовершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. интересоватьсяСистематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования. систематический просмотр определённых телепередач; чтение конкретных педагогических периодических изданий, чтение методической, педагогической и предметной литературы; обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологиях; решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы; посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег; дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования. изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов; систематическое прохождение курсов повышения квалификации; проведение открытых уроков; организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету; изучение информационно-компьютерных технологий; посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету; общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете; ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями
реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию. овладение способами самопознания и самоанализа педагогического опыта как фактора изменения образовательной ситуации. развивается способностью к рефлексии (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов), возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта. возможность исследовательской, поисковой деятельности. готовностью к педагогическому творчеству. осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития
повышение качества преподавания предмета разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования разработка новых форм, методов и приемов обучения доклады, выступления разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям создание комплектов педагогических разработок проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер- классов обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)
единой методической темы школы; актуальности и важности темы, ее научно-теоретического и практического значения, затруднений педагогов; педагогического стажа; уровня профессиональной компетентности педагога; Тема самообразования определяется, исходя из исходя из :
Определение результата самообразования Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Примеры результатов: повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления; разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Самообразование – Самообразование –основа успешности учителя.