фОРМИРОВАНИЕ познавательного интереса учащихся на уроках информатики фОРМИРОВАНИЕ познавательного интереса учащихся на уроках информатики Учитель Воинской ОШ Учитель Воинской ОШ I-III ступени Гаркуша Наталья Николаевна Гаркуша Наталья Николаевна
КРЕДО: «Активно использовать информационные технологии как новую возможность развития и интеллектуального роста школьника»
Одной из главных целей изучения предмета «Информатика и информационно-коммуникативных технологий » на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся. Одной из главных целей изучения предмета «Информатика и информационно-коммуникативных технологий » на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся. Объектом является учебный процесс, дидактически и методически ориентированный на стимулирование познавательного интереса школьника. Объектом является учебный процесс, дидактически и методически ориентированный на стимулирование познавательного интереса школьника. Предмет - это процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике в условиях специальной методической инструментовки урока. Предмет - это процесс формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике в условиях специальной методической инструментовки урока. Цель - определение дидактических условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели. Цель - определение дидактических условий достаточно эффективного формирования познавательного интереса учащихся при обучении информатике и выявление условий методического обеспечения достижения этой цели.
Информационные технологии обучения – новые возможности ученика и учителя. доступ к нетрадиционным источникам информации ; доступ к нетрадиционным источникам информации ; повышение информационной вооружённости; повышение информационной вооружённости; усиление мотивации обучения; усиление мотивации обучения; развитие творческих способностей ; развитие творческих способностей ; создание благополучного эмоционального фона. создание благополучного эмоционального фона.
Общее представление о познавательных процессах «Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств личности. Одно из таких качеств личности – познавательный интерес»
в оображение в оображение память память мышление мышление внимание внимание Познавательные процессы
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках информатики. Факторы, формирующие познавательный интерес учащихся можно выстроить в следующую цепочку: Мотивы Мотивы Познавательный интерес Познавательный интерес Познавательная активность Познавательная активность Познавательная Познавательная деятельность деятельность Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность Интерес Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся
Мотив Познавательный интерес Познавательная активность Познавательная деятельность
Развитие познавательных интересов на уроках информатики и ИКТ обеспечиваю, ежеурочно ставя перед собой и выполняю следующие задачи: содержание учебного материала; содержание учебного материала; виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона); виды и формы ведения урока, контроля знаний (исключающие эффект «привыкания», шаблона); активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля; активное использование форм самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, взаимоконтроля; искусство учителя, как лектора, оратора; искусство учителя, как лектора, оратора; искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей); искусство учителя в общении с учащимися (использование различных стилей, позиций, ролей); создание благоприятного психологического климата создание благоприятного психологического климата
Методы стимулирования учения Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют организовывать разные по содержанию и форме уроки: Одним из методов эмоционального стимулирования учения можно назвать метод стимулирования занимательностью. Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют организовывать разные по содержанию и форме уроки:
Занимательность обучения Активно применяю и такой прием повышения занимательности обучения, как постановка привлекательной цели, отстроченная задача. Например, трудно мотивировать изучение раздела « Логика». Рассказать, что компьютер каждое мгновенье тоже решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И сообщить учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов они будут проверять с помощью программы MS Excell, а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты и простые игры. « Логика». Рассказать, что компьютер каждое мгновенье тоже решает самые разнообразные логические задачи. Прикладные программы пользователя немыслимы без логики. И сообщить учащимся, что при изучении логики действия всех операций и законов они будут проверять с помощью программы MS Excell, а затем научимся в этой программе с их помощью создавать тесты и простые игры.
При изложении нового материала привожу яркие примеры- образы, которые обязательно запечатлеются в памяти учащихся своеобразным опорным сигналом.
Метод стимулирования Примером метода стимулирования является метод опоры на жизненный опыт учащихся. Например, характеристики такого сложного устройства, как процессор становятся предельно простыми, когда их сравниваем с характеристиками стиральной машины-автомата: загрузка белья – разрядность, скорость вращения – тактовая частота; оперативную память – можно сравнить с камерой хранения в супермаркете.
Творческий характер является неотъемлемой частью системы и требованием к любой задаче (заданию). На уроках информатики применяю следующие виды творческих заданий: составление задач учащимися; составление задач учащимися; конструирование обратных задач; конструирование обратных задач; творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся); конкурсы «Лучший рисунок», «Дружественная программа», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п. конкурсы «Лучший рисунок», «Дружественная программа», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п. реферат; реферат; доклад; доклад; составление кроссворда по теме; составление кроссворда по теме; разгадывание ребусов по информатике; разгадывание ребусов по информатике; составление тестов для контроля знаний по предмету; составление тестов для контроля знаний по предмету; проект - создание учащимися готового программного продукта. проект - создание учащимися готового программного продукта.
Творческий характер деятельности определяется в процессе постоянного наблюдения за выполнением заданий каждым учащимся со следующих позиций: уровень мотивации учащегося; уровень мотивации учащегося; оригинальность метода решения; оригинальность метода решения; творческая фантазия; творческая фантазия; оригинальность оформления; оригинальность оформления; уровень использования межпредметных связей; уровень использования межпредметных связей; умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов. умение осуществлять самоанализ своей деятельности, выявление примененных способов и оценка результатов.
Дидактические возможности информационных технологий фрагментарное использование ИТ в зависимости от цели этапа урока; фрагментарное использование ИТ в зависимости от цели этапа урока; осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика; осуществление индивидуализации обучения, ориентация на конкретного ученика; сочетание индивидуальной работы с работой всего класса; сочетание индивидуальной работы с работой всего класса; сочетание обучения с игрой. сочетание обучения с игрой.
Использование ИКТ повышает качество знаний; повышает качество знаний; продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности; продвигает ребёнка в общем развитии, помогает преодолевать трудности; вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; вносит радость в жизнь ребёнка, позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития; создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе. создаёт благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе.