Социальная роль Урок 2
План 1. Понятие «социальная роль». Ролевой набор. 2. Типы социальных ролей. 3. Понятие «возрастная роль». 4. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Домашнее задание: § 44, 45.
Уильям Шекспир Великий английский драматург и поэт Весь мир – театр. В нём женщины, мужчины – все актёры. У них свои есть выходы, уходы, И каждый не одну играет роль.
Социальная роль Совокупность действий, которые человек обязан выполнять в соответствии со своим статусом, называется социальной ролью
Ролевой набор Сумма ролей, принадлежащих данному статусу, называется ролевым набором
Ч Е Л О В Е К НАЧАЛЬНИК ПОДЧИНЁННЫЙ МУЖ ОТЕЦ С Ы НПОКУПАТЕЛЬ ПЕШЕХОДВОДИТЕЛЬ
Человек должен выполнять требования различных ролей в одно и то же время Ролевые конфликты Человек Начальник Подчинённый Требовательный Исполнительный
Ролевые требования предъявляются к каждой роли. Это предполагает ролевые ожидания, когда от каждого ждут поведения, соответствующего выполняемой роли.
Виды ролевых требований Неформальные требования Формальные требования Негласные, устные, менее жёсткие требования Требования, записанные в должностных инструкциях, законах
Неформальные требования В ресторане мы должны держать вилку в левой руке, нож – в правой, дома мы можем позволить себе держать вилку так, как нам более привычно.
Формальные требования «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» Статья 38 Конституции РФ.
Социальная оценка В зависимости от того, хорошо или плохо выполняется данная роль, даётся социальная оценка. В случае если ролевые требования не выполняются и ролевые ожидания не реализуются, могут следовать социальные санкции, как правовые, так и моральные.
Джекоб Леви Морено ( ) Американский социолог, социальный психолог, психиатр, психотерапевт, создатель концепции типов ролей
Типы ролей (по Дж. Морено) Типы ролей «Психосоматические» роли «Психодраматические» роли «Социальные» роли
«Психосоматические» роли Поведение в данных ролях связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание роли носит бессознательный характер
«Психодраматические» роли Поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения в данный момент
«Социальные» роли Личность ведёт себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории
Возрастные роли Совокупность ожиданий, связанных с возрастным статусом, называется возрастной ролью
Социальные роли в юношеском возрасте Ребёнок Ребёнок Брат (сестра) Брат (сестра) Знакомый Знакомый Друг Друг Ученик Ученик Гражданин Гражданин Работник Работник Студент Студент Семьянин Семьянин Родитель Родитель
Ребёнок Роль ребёнка – основная роль, с которой человек начинает свою жизнь. Ребёнок находится во взаимоотношениях с родителями, родственниками, соседями, друзьями. Со стороны ребёнка вначале преобладает желание удовлетворить свои первичные потребности, а со стороны родителей – помочь ему в этом. Как правило, это отношения взаимного влечения и гармонии.
Сын (дочь), брат (сестра) Роль ребёнка (сына или дочери) постепенно дополняется ролью брата или сестры.
Друг, знакомый
Ученик В 6 лет ребёнок начинает выполнять роль ученика, сначала подготовительной группы, затем начальной и средней школы. Параллельно он становится участником школьных кружков, спортивных секций и т.п.
Гражданин В возрасте 14 лет с получением паспорта молодой человек начинает выполнять роль гражданина. Паспорт юному гражданину вручается в торжественной обстановке.
Гражданин общества Молодой человек в 18 лет получает право голосовать и становится полноправным гражданином общества.
Работник С 15 лет в соответствии с российским законодательством подросток может начать свою официальную трудовую деятельность. Так молодой человек начинает выполнять роль работника.
Студент Значительная часть молодёжи продолжает учёбу в средних специальных и высших учебных заведениях. Роль студента отличается от роли школьника большей свободой и самостоятельностью, что требует самоконтроля.
Семьянин, родитель После 18 лет молодой человек может стать семьянином и родителем.