Философия Средних веков Урок 3
Таблица «Периоды развития западной философии» Название периода Хронологические рамки Античная философия VI в. до н.э. – VI в. Философия Средних веков II – XIV вв. Философия эпохи Возрождения XV – XVI вв. Философия Нового времени XVII – XIX вв. Современная (новейшая) философия XX – XXIвв.
План 1. Предпосылки зарождения средневековой философии. Основные черты и главные направления. 2. Основные проблемы и периодизация средневековой философии. 3. Учение А.Блаженного. 4. Учение Ф.Аквинского. Спор об универсалиях.
Эпоха Средневековья Эпохой Средневековья называют тысячелетний период с V по XV в. Однако средневековая философия начала складываться гораздо раньше – ещё во II веке.
Период европейской истории (I-XIV вв.) был непосредственно связан с зарождением, укреплением и господством христианства. Христианство – религия, возникшая в I веке н.э. в Палестине, находившейся под властью Римской империи.
Философия в период Средних веков теряет свою самостоятельность и находится под влиянием христианской религии. Философия – служанка богословия Основные функции философии Истолкование Священного Писания Формулировка догматов Церкви Доказательство бытия Бога
Важнейшие основания западной философии Средних веков Христианская религия Библия Античная философия неоплатоники Платон Аристотель стоики
Особенность средневековой философии Теоцентризм Особенность средневековой философии, в центре которой находился Бог и его отношения с человеком
Представление о Боге в христианстве Христианская философия воспринимает Бога как Абсолютную Личность, наделённую человеческими чертами.
Главные черты богопонимания в Средние века ТЕИЗМ Религиозно-философское учение, в котором Бог понимается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из запредельных областей бытия МОНОТЕИЗМ Представление о существовании одного Бога АНТРОПОМОРФИЗМ Наделение Бога человеческими свойствами, уподобление Бога человеку
Основные идеи христианской философии Идея Творения (креационизм) Бог сотворяет «из ничего» весь мир и человека и управляет ими (провиденциализм) Идея Откровения Бог открывает человеку себя сам, так как человек не может познать Бога
Сотворение мира Фрагменты фрески Сикстинской капеллы Микеланджело «Сотворение мира» Сотворение Адама Сотворение Богом Солнца
Таблица «Основные характеристики философии Средневековья» Раздел философии ИнтерпретацияПринцип Онтология Бог как истинное бытие Теоцентризм Гносеология Вера и откровение как путь познания Догматизм Философская антропология Человек как творение бога Креационизм Социальная философия Власть как божественное установление Иерархизм Аксиология Приоритет духовных ценностей Психологизм
Теоцентризм – основная черта средневекового мировоззрения Бог есть реальность, определяющая всё сущее Бог – истинное, первичное бытие Мир и человек - вторичны и несамостоятельны, изменчивы и непостоянны, существуют благодаря богу
Истинное бытие сверхъестественно недоступно для ограниченного человеческого познания Бог открывает себя через откровение Священные книги Ветхого и Нового Завета, идеи которых считались непререкаемыми
Человек и весь мир - это Творение богаКреационизм Человек превосходит остальных существ и господствует над ними Человек не способен ни на что без божественной воли и помощи
Социальное расслоение аналогично небесной иерархии Бог с архангелами и ангелами на небе соответствует монарху с вассалами на земле Всякая власть дана от бога Высшая власть есть власть самого бога и церкви
Чтобы прийти к богу, необходимо углубиться в себя Душа сопричастна истине, поскольку является творением бога и хранит в себе его отражение Психологизм Обращённость к душе Ведущие духовные ценности Вера Надежда Любовь
Основные этапы средневековой философии I этап II-VIII вв. Патристика Учение «отцов церкви» - первых христианских мыслителей, создавших философское обоснование догматов В основе Идеи Платона II этап XI-XIV вв. Схоластика Развитие философии, характеризующейся формализмом и догматизмом В основе Идеи Аристотеля
Основные направления развития западной философии Средних веков Патристика (II – VII вв.) Христианский гностицизм (Карпократ, Василид, Валентин) Христианская апологетика (Марциан, Юстин, Тертуллиан) Александрийская школа (Пантен, Климент, Ориген) Каппадокийская догматика (Григорий Нисский, Григорий Назианин) Догматическая патристика (Василий Великий, Августин, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин) Манихейство (Мани и последователи)
СХОЛАСТИКА (VII – XV вв.) Номинализм (Абеляр, Росцелин, Оккам) Реализм (Гильом, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский) Протореформаторство (Уиклиф, Гус) Мистическое христианство (Экхарт, Таулер, Сузо) Христианская алхимическая философия (Альберт Великий, Раймонд Луллий, Роджер Бэкон, Никола Фламмель, Тревизо)
Августин Аврелий (св. Августин Блаженный) Наиболее известный представитель патристики, философ, автор многих работ, в том числе: «Исповедь», «О граде божьем». Основные идеи Августина: духовное развитие личности цель развития исторического процесса проблема теодицеи
Августин Аврелий ( ) Августин Аврелий родился в г.Тагасте в Северной Африке, на территории Западной Римской империи. В молодости Августин вёл распутный образ жизни, однако со временем начал задумываться о смысле своего существования. Некоторое время он пытался найти ответ на свои духовные запросы в разных сектантских учениях, но в конце концов пришёл к христианству. Достаточно быстро Августин стал признанным авторитетом в богословии. В конце жизни стал епископом г. Гиппона.
Основные идеи Августина «Исповедь» - первое известное произведение, где в основу сюжета положена не череда внешних событий, а развитие души, более драматичное и важное, чем все события, проходящие во внешнем мире. В «Исповеди» рождается понятие личности, которого не знала античность. Для развития личности необходима вера, направляющая духовные силы человека к пониманию смысла жизни.
Основные идеи учения Августина В работе «О граде божьем» Августин противопоставляет «град земной» - государство и «град божий» - церковь. Первый воплощает любовь к себе, второй – к богу. В борьбе «градов» должна победить церковь и вера, которая подчинит себе государство: в этом состоит миссия церкви и цель истории.
Основные идеи учения Августина Если в мире присутствует зло, а мир сотворён богом, то получается: бог виноват в том, что зло существует. Однако Библия говорит, что бог добр. Причина зла – не в боге, а в свободе человека, который может идти к богу, а значит – к добру, или же не идти к нему, тем самым умножая зло. Проблема теодицеи (оправдание бога за зло)
Фома Аквинский (1225/ ) Средневековый философ, наиболее известный представитель схоластики. Основные работы: «Сумма теологии», «Сумма против язычников». Основная проблема философии Аквинского – проблема соотношения веры и разума. Сформулировал пять доказательств существования Бога. Учение Фомы называется томизм, в современной католической философии известно как неотомизм.
Фома Аквинский (1225/ ) Фома Аквинский родился в Акуино, близ Неаполя в богатой и влиятельной аристократической семье. Вопреки желанию родственников Фома вступает в нищенствующий орден доминиканцев. Пытаясь образумить Фому, родители заточили его в башне фамильного замка, где тот провёл больше года, но не отказался от своего выбора. Фома учится и работает в Париже, Кёльне и Риме, где пишет ряд трактатов и комментариев к Библии и трудам Аристотеля. В 1274 г. по пути на собор он умирает. В 1323 г. Фому причислили к лику святых.
Пять доказательств существования Бога движение – всё, что движется, имеет источник движения в чём-то другом, следовательно, должен быть перводвигатель, т.е.бог причина – всё имеет причину, цепь причин не может уходить в бесконечность, следовательно, существует первопричина, т.е.бог необходимость – случайное зависит от необходимого, значит, существует высшая, божественная необходимость, т.е. бог качество – всё имеет разные степени качеств (хуже, лучше), значит, должен быть эталон – высшее совершенство, т.е. бог цель – всё в мире имеет цель, следовательно, существует высшее разумное начало, которое и направляет всё в мире к цели, т.е. бог
Спор об универсалиях Главной темой всей средневековой схоластики был Бог. Но уже на этапе ранней схоластики в связи с исследованием Бога и его качеств возник так называемый «спор об универсалиях», разделивший всех представителей схоластики на два направления – номинализм и реализм.
Универсалия Универсалия ( от лат. universalis – общий) – термин средневековой философии, которым обозначали общие понятия или идеи.
Спор об универсалиях Схоласты начали обсуждать догмат о Троице. Библия, кроме Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, называет ещё и просто Бога. Возникает вопрос: кто Он? Одни утверждали, что существуют три отдельных ипостаси (сущности) Бога: Отец, Сын, Святой Дух, а Бог – это просто общее имя для всех троих, как фамилия у людей. Их назвали номиналистами (латинское nomin – имя, наименование). Другие утверждали, что Бог существует реально. Их назвали реалистами. Реалисты считали, что Отец, Сын и Святой Дух – это три лица, три ипостаси, которыми предстаёт один и тот же реально существующий Бог.
Спор об универсалиях В конечном счёте конкретный богословский спор перерос в более общий и чисто философский: что же существует – общее или единичное?
Номинализм Реально существуют единичные предметы (отдельные столы, деревья, люди), а универсалии – это лишь общее имя, существующее только в нашем сознании Реализм Универсалии существуют реально и независимо от нашего сознания, а единичные предметы существуют лишь постольку, поскольку выражают общее