Тема урока: Немецкая классическая философия Урок 6.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте.
Advertisements

Немецкая классическая философия. План: Философия И.Канта Философия И.Канта Философия Г.В.Ф. Гегеля Философия Г.В.Ф. Гегеля.
Тема 7. Немецкая классическая философия Характерные черты и представители немецкой классической философии. И.Кант как родоначальник немецкой классической.
Познание. Блок 1. Понятие и история гносеологии Занятие 3.
Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)
Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)
Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.) Иммануил Кант (22 апреля 1724 г.-12 февраля 1804 г.)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Иммануил Кант Выполнили: Елеманова С. Ильтаева А. Жолдыбаев А.
Немецкая классическая философия. Вклад Канта в философию сравнивают по значению с коперниканским переворотом в науке. Многие специалисты делят историю.
Иммануил Кант "Звездное небо надо мной и моральный закон во мне"
ЧТО ТАКОЕ МОРАЛЬ. ЦЕЛИ УРОКА ЧТО ТАКОЕ НРАВСТВЕННОСТЬ И МОРАЛЬ? МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. ЧТО ТАКОЕ ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
Георг Гегель ( ) §Немецкий философ, выдающийся представитель немецкого классического идеализма. Является создателем наиболее разработанной системы.
Сфера духовной культуры Цель урока – освоить понятия: душа, дух духовность, духовная жизнь, духовная культура, культура. уметь – характеризовать духовную.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Своеобразие немецкой культуры и философии второй половины XVIII и первой половины XIX века.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
Философия Лекция 6 Немецкая философия Старший преподаватель кафедры философии Панькова Наталья Михайловна.
Философия Нового времени.
Иммануил Кант (1724 – 1804) Подготовила Подготовила студентка 41 группы студентка 41 группы Сидоркина Василиса Сидоркина Василиса.
Транксрипт:

Тема урока: Немецкая классическая философия Урок 6

План 1. Характерные особенности немецкой классической философии. 2. Философия И.Канта. 3. Философская система Г.Гегеля. 4. Антропологический материализм Л.Фейербаха. Историческое значение немецкой классической философии.

Немецкая классическая философия Этап развития немецкой философии XVIII-XIX вв.

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. В течение столетия она даёт миру целую плеяду ярких, самобытных, выдающихся философов, оказавших существенное влияние не только на европейскую, но и на мировую культуру.

Крупнейшие немецкие философы Иммануил Кант Иоган Готлиб Фихте Фридрих Вильгельм Шеллинг Георг Вильгельм Фридрих Гегель Людвиг Андреас Фейербах

Характерные особенности немецкой классической философии Энциклопедичность – всесторонность охвата предмета исследования Исследование возможностей человеческого разума Разработка целостной концепции диалектики Рассмотрение проблем морали, нравственности Человек – высший предмет философии, ценность и цель общества Идеалистический характер (кроме творчества Л.Фейербаха )

«И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою всё новым удивлением и нарастающим благоговением: звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне». И.Кант И.Кант – основатель немецкой классической философии

Кант в своей умственной жизни постоянно касался таких вечных вопросов, на которые никогда не будет дан окончательный ответ, поэтому анализ его идей составляет необходимый момент в изучении философии. Читать Канта не просто. Понимать ещё труднее. Но затраченное умственное усилие вознаграждается, - кантовские идеи расширяют интеллектуальный горизонт, оттачивают мысль.

На первых страницах «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова мы читаем о том, как мессир Воланд поведал Берлиозу и Бездомному о своей беседе за завтраком с профессором Кантом. Кант стал знаковой фигурой для всей человеческой культуры.. Кадр из фильма «Мастер и Маргарита: Воланд – О.Басилашвили, Берлиоз – А.Адабашьян, Бездомный – В.Галкин

Иммануил Кант Родился в Пруссии, в Кёнигсберге, в семье ремесленника. Был четвёртым по счёту ребёнком в семье. В детстве и юности часто болел. Был слаб телосложением. Родители сумели дать ему основательное классическое образование. Он окончил Кёнигсбергский университет, где работал преподавателем до конца жизни. Кант почти никогда не покидал Кёнигсберга, не был женат и вёл размеренный образ жизни, выполняя все свои дела по строгому расписанию. Ровно в 10 часов вечера он ложился в постель, ровно в 5 утра он вставал. Ровно в 19 часов он выходил на прогулку. Жители Кёнигсберга проверяли по нему свои часы. Слава его была так велика, что когда Кант умер, прощание с ним было продлено до 16 дней.

Основные работы И.Канта «Критика чистого разума» (гносеология) – 1781 г. «Критика практического разума» (этика) – 1788 г. «Критика способности суждения» (эстетика) – 1790 г.

Периоды творчества И.Канта Докритический период гг. Рассмотрение вопросов наук о природе Критический период После 1770 г. Рассмотрение собственно философских вопросов

Философские вопросы И.Канта Что я могу знать? Гносеология Что я должен делать? Этика На что я могу надеяться? Религия

Гносеология И.Канта В теории познания Кант впервые перенёс акцент с познаваемой вещи на познавательные способности самого человека. Существуют два мира Действительный мир (мир «вещей-в-себе») Этот мир непознаваем Мир видимости (мир явлений) Этот мир познаваем

С помощью чувств и рассудка человек познаёт мир явлений: то, какими вещи нам являются, каковы они для нас. Но человек всегда мечтал познать, каков мир сам по себе, независимо от нашего восприятия, объективно. Человек пытается узнать, что такое «вещь в себе» - вещь сама по себе, самостоятельно, а не то, как человек её воспринимает.

С давних времён людей волновали три основных вопроса О душе О Боге О космосе Что такое моя душа, смертна она или бессмертна? Есть Бог или нет, какова его роль в мире? Что такое сам этот мир, имеет ли он начало в пространстве и времени или бесконечен?

Размышляя над этими вопросами, Кант натолкнулся на неразрешимые противоречия антиномии 1.Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве. Мир бесконечен и во времени, и в пространстве ? 2.Любая сложная вещь состоит из простых частей. В мире нет ничего простого, не существует предела делимости ?

Антиномии И.Канта 3.Всё в мире совершается по природной необходимости, свободы нет. В мире существует свобода. ? 4.Существует Бог как причина мира. Бога нет ни в мире, ни вне его. ?

Обе части этих антиномий можно доказать одинаково строго, не нарушая законов логики. Но получить точные научные ответы на поставленные вопросы мы не можем. Человек не может познать мир таким, каков он есть на самом деле. «Вещи в себе» непознаваемы

Этика И.Канта И.Кант искал основание для морального поведения людей – общий принцип, из которого бы выводились правила для различных ситуаций. В результате И.Кант сформулировал свой знаменитый категорический императив

Категорический императив Всеобщий моральный закон Императив Это требование, категорическое, безоговорочное, требование, без соблюдения которого мораль невозможна

Формулировка категорического императива «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла стать принципом всеобщего законодательства». То есть, в любой ситуации поступай так, чтобы твой поступок смог стать образцом для других

Другая формулировка категорического императива «Человек человеку всегда цель, но никогда – средство». То есть, человек не может рассматриваться как средство, как инструмент для достижения цели, имеет высшую ценность, он сам – цель любого поступка и действия

Моральный закон содержится в сознании каждого человека, ведь в глубине души мы всегда знаем, когда поступаем нехорошо, какие бы отговорки не придумывали. Категорический императив – мерило для оценки наших поступков. Но как отличить нравственное поведение от лицемерного, притворяющегося нравственным? Для этого надо определить мотивы поступков. В зависимости от мотивов Кант разделил поступки на моральные и легальные.

Легальные поступки Моральные поступки Поступки, которые по форме совпадают с рекомендациями морального закона, но их мотивы имеют совсем иной характер: человек получает от него выгоду, удовольствие, пользу и т.д. Поступки, которые совершаются из чувства долга, из уважения к нравственному закону, даже когда он противоречит сиюминутным интересам человека

Януш Корчак – польский педагог, писатель, врач Януш Корчак, имея возможность уехать из оккупированной нацистами Польши, добровольно пошёл в Варшавское гетто, чтобы помогать там детям в «Доме Сирот». Когда были получены достоверные сведения, что «Дом Сирот» в полном составе немцы отправляют в концлагерь, в Треблинку, выручать Корчака пришёл один из его учеников – Игорь Неверли. Неверли вспоминал впоследствии: «Когда я пришёл к нему, имея пропуск на два лица, Корчак взглянул на меня так, что я съёжился. Видно было, что он не ждал от меня подобного предложения. Смысл ответа доктора был такой: не бросишь же ты своего ребёнка в несчастье, болезни и опасности. А тут двести детей… Если их оставить, можно ли такое пережить?..» Доктор не покинул обречённых детей. У него была ещё одна возможность остаться в живых: во время отправки эшелона в Треблинку немецкий комендант спросил Корчака, не он ли написал одну из известных книжек. «Да, а разве это как-то связано с отправкой эшелона?» - спросил Корчак. «Нет, просто я читал Вашу книжку в детстве. Хорошая книжка. Вы можете остаться, доктор…» - «А дети?» - «Невозможно, дети поедут.» - «Вы ошибаетесь, - крикнул Корчак, - Вы ошибаетесь, дети прежде всего!» - И захлопнул за собой дверь вагона. А через несколько дней Корчак вместе со своими детьми вошёл в газовую камеру.

Религия Бог Понятие запредельное, т.е. непознаваемое Существование Бога не может быть логически доказано Моральное поведение подразумевает вознаграждение Справедливость требует того, чтобы бог существовал

Георг Вильгельм Фридрих Гегель ( ) Родился в Штутгарте. Учился на богословском факультете Тюбингенского университета. По окончании университета Гегель решил заняться преподавательской деятельностью и учительствовал в разных городах _ Берне, Франкфурте, Йене, Нюрнберге, Берлине. В Берлинский период (с 1818 г. до конца жизни) Гегель достиг всеобщего признания как крупнейший философ. Умер во время эпидемии холеры в Берлине.

Основные труды Гегеля «Феноменология духа» (1807) «Наука логики» ( ) «Энциклопедия философских наук» (1817)

Основополагающее понятие Абсолютная идея Схоже с понятием Бога Но Идея сама по себе не обладает сознанием, личностью, обретает их только через человека

Абсолютная идея Абсолютная идея творит из себя природу, а затем человечество. Через деятельность человека (духовную культуру) идея познаёт себя.

Субъективный дух -личность -сознание -душа Объективный дух - право -мораль - нравственность Абсолютный дух - философия -религия -искусство Развитие духовной культуры (по Гегелю)

Высшая ступень духовной жизни человечества Философия Идея возвращается к себе, познаёт саму себя

Развитие мира и история человечества Развитие абсолютной идеи Движущая сила развития Противоречие

Общая схема процесса развития ТезисАнтитезисСинтез УтверждениеОтрицание Отрицание отрицания Любой процесс развития происходит по этой схеме. Стадии тезиса, антитезиса и синтеза противоречий постоянно сменяют друг друга. Высшая точка развития – точка абсолютного синтеза.

Синтез – это тезис на новом, более высоком уровне развития Зерно, посаженное в землю - тезис Росток - антитезис Колос – отрицание отрицания (синтез) Синтез Возвращение к тезису, к зерну, но на более высокой качественной основе

Георг Гегель – отец диалектики Гегель разрабатывает философскую основу для диалектики – учения о развитии и изменении. Георг Гегель сформулировал основные законы диалектики.

Законы диалектики Закон единства и борьбы противопо- ложностей Закон перехода количественных изменений в качественные Закон отрицания отрицания

Закон перехода количественных изменений в качественные Развитие совершается неравномерно, скачками Происходит накопление количественных изменений При переходе границы (меры) происходит качественный скачок Нагревание воды (накопление количественных температурных изменений) сначала не вызывает качественных изменений, но переход меры – 100 º - приводит к качественному скачку, превращению воды в пар.

Закон единства и борьбы противоположностей Источник развития Противоречие внутри самого явления Для всех процессов характерно наличие противоположных характеристик, «полюсов», которые взаимно предполагают друг друга

Закон единства и противостояния противоположностей Всем вещам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции. Борьба противоположностей даёт внутренний импульс к развитию, ведёт к нарастанию противоречий, разрешающихся на известном этапе исчезновением старого и возникновением нового. Планетарная модель атома Наследственность и изменчивость – основной закон возникновения новых форм жизни, в результате которых и происходит появление новых организмов

Закон отрицания отрицания Возникшее противоречие разрешается («снимается») появлением новой стадии процесса, - происходит отрицание предшествующего развития. Развитие на этом не останавливается, новое противоречие опять снимается отрицанием предыдущей стадии По закону отрицания отрицания развитие идёт по спирали и описывается в виде триад

Развитие осуществляется по спирали, где следующий виток спирали повторяет траекторию предыдущего, но разворачивается на новом – более высоком уровне

Людвиг Андреас Фейербах ( ) Родился в Ландсгуте, в Баварии, в семье известного криминалиста Ансельма Фейербаха. У него было три брата. В 19 лет окончил местную гимназию и поступил в Гейдельбергский университет по специальности богословие. Но затем оставляет университет и поступает в Берлинский университет, где слушает лекции Гегеля.Защитив диссертацию, становится приват-доцентом, читает лекции. Постепенно отходит от философии Гегеля и создаёт своё учение – антропологический материализм. Последние годы жизни Фейербаха были омрачены невзгодами и лишениями. Умер в деревне Рехенберге, неподалёку от Нюрнберга, после нескольких мозговых кровоизлияний и последовавшего за ними паралича.

Через 60 лет на могиле был воздвигнут памятник с цитатами – эпитафиями: «Человек создал Бога по своему образу и подобию» и «Твори добро из любви к человеку».

Антропологический материализм Фейербаха Основа философии, её исходный пункт Человек Высший продукт природы, неразрывно связанный с ней, единство материального и духовного «Новая философия, как философия человеческая, по существу есть также философия для человека…»

Человек Человек - это Мир чувств, эмоций, настроений, желаний, размышлений Главное в жизни человека Любовь Дружба Преданность Причина общественного развития Стремление людей к счастью

Религия «Не Бог создал человека, а человек создал Бога» Божественная сущность Лучшие духовные качества человека, которые он переносит на выдуманное всемогущее существо (Бога)

Природа Природа Телесна, материальна, чувственна Материя Вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна, никем не сотворена «Природа есть причина самой себя». Л.Фейербах

Историческое значение немецкой классической философии Классическая немецкая философия – одно из важнейших выражений духовной культуры XIX века Основные достижения Изучение познания как особой деятельности Разработка диалектики как учения о развитии Обоснование гуманизма и равенства