Современные формы организации учебно- познавательной деятельности учащихся на уроках как средство привития интереса к русскому языку» Автор: Абдульменова Автор: Абдульменова Нина Викторовна, Нина Викторовна, учитель русского языка и литературы МОУ Оравской СОШ
Актуальность опыта Резкое падение интереса учащихся к русскому языку. Результат: снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Проблема: как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. активизация познавательной деятельности школьников – путь решения проблемы.
Заглянем в педагогическую энциклопедию Познавательная деятельность - сознательная организация и самоорганизация познания явлений действительности. Активизация познавательной деятельности - такая организация познавательного процесса, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого обучаемого. Творческая активность - высшая форма трудовой активности, связанная с качественными изменениями трудовой деятельности.
Страничка истории «Великая дидактика » Я.А Каменского содержит указания на необходимость « воспламенять в мальчике жажду знаний и пылкое усердие к учению» И.Г.Песталоцци в начале 19 века развивал идею активизации обучения с помощью наглядности, путем наблюдения, обобщения и самостоятельных выводов «Сделайте вашего ребенка внимательным к явлениям природы. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому, что вы сказали, а что сам понял». Ж. Ж. Руссо
Ф.К.Дистервег утверждал: « Плохой учитель сообщает истину, хороший учит ее находить.» «То, чего человек не приобрел путем своей самостоятельности, - не его.» «Ученикам следует - писал К.Д.Ушинский - передавать «не только те или иные знания, но и способствовать самостоятельно без учителя приобретать новые познания. » А.Я. Герд довольно полно выразил суть процесса самостоятельного приобретения новых знаний, утверждая, что если ученик сам наблюдает и сам сравнивает, то «знание его отчетливее, определеннее и составляют его собственность, приобретенную им самим и поэтому ценную».
20-е годы - разработкой методов активного обучения занимались советские педагоги : В.3.Половцев, С.Т.Шацкий, Г.Т.Ягодовский и другие. Они попытались создать дидактическую систему проблемного обучения. 50 – е годы - познавательная деятельность понималась, в основном, как передача учителем готовых знаний и запоминание их учащимися.
60-е годы - настойчиво развивается мысль о необходимости использования достижений педагогики 20-х годов, и в частности об усилении роли исследовательского метода в обучении не только естественных, но и гуманитарных предметов е годы - дидакты пришли к выводу о необходимости перехода на более высокий уровень познавательной деятельности, при котором часть знаний не дается учащимся в готовом виде, а оставляется для самостоятельного поиска, обусловленного переходом от объяснительно – иллюстративного к проблемному обучению.
На современном этапе проблема умственного развития учащихся нашла отражение в работах Г.И, Щукиной, Т.И. Шамовой, И.Ф. Харламова, Н.А. Менчинской, И.С. Якиманской, Л.С. Выготского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Заглянем в педагогическую энциклопедию
Пути стимулирования познавательной активности в современной школе становление учащегося как субъекта учебной деятельности; диалогизация учебного процесса; личностно-ориентированное взаимодействие; индивидуализация и дифференциация обучения; показ значимости и ценности содержания учебного материала; установление меж - и внутри предметных связей;
привлечение занимательности; использование методов проблемного обучения; самостоятельная работа учащихся; связь с их личным опытом; создание доброжелательной обстановки в классе; организация ситуации успеха; педагогический оптимизм, вера учителя в познавательные возможности своих учеников.
Приемы активизации Проблемная ситуация Нестандартные задания Дидактическая игра Использование ИКТ
Проблемные ситуации В чем сходство и различие следующих слов: двое – удвоить – двойной, трое – тройной – утроить? Докажите.
Дидактические игры Тренировочные Познавательно-контрольные Сюжетно-ролевые Творческие
Нестандартные задания самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения); необычные условия работы; активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
Информационно-коммуникационные технологии
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и учителю; Рецензировать и оценивать ответы товарищей; заниматься обучением отстающих; объяснять более слабым учащимся непонятные места; самостоятельно выбирать посильное задание; находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий; решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Результативность опыта Используемые мною способы и приёмы, призванные активно включать детей в работу, позволили мне достичь следующих результатов: добиться 100% активности учащихся, из них 60% высокого уровня; повысить уровень сформированности учебно- познавательных мотивов деятельности у 80% учащихся; повысить качественный уровень знаний учащихся; научить учащихся адекватно давать самооценку, минуя страх перед проверкой знаний, выполнением заданий в новой ситуации.
Накоплен уже немалый опыт по активизации познавательной деятельности учащихся при обучении предмету, но у каждого конкретного класса свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, меняются времена, а вместе с ними и нравы, и интересы детей. Поэтому проблема активизации познавательной деятельности будет существовать во все времена.