Дифференцированны й подход в обучении информатике
Дифференцированная модель обучения информатике Психологическая диагностика обучаемых в начале изучения курса информатики. Различное содержание и методы обучения Регулярное проведение контроля и оценка развития познавательной сферы обучаемого и степени усвоения им материала.
Диагностический блок Выделение трёх групп учащихся –Обучаемые с высоким уровнем развития мышления; –Обучаемые со средним уровнем развития мышления и недостаточным развитием других психических процессов – внимания, памяти, производительности и т.д; –Обучаемые с низким уровнем развития мышления.
Содержательно- методический блок Разработка и использование различных видов разноуровневых заданий, работа учащихся по индивидуальному плану
Контрольно – оценочный блок определение соответствия выбранной стратегии обучения уровню развития обучаемого; корректировка программы.
Положительные и отрицательные аспекты «технологии дифференциации по уровню». Положительные аспектыОтрицательные аспекты Исключение уравниловки и усреднения учащихся Деление обучающихся по уровню развития может содержать элементы несправедливости Возможность более эффективно работать с трудными обучающимися, плохо адаптирующимся к общественным нормам Высвечивается социально – экономическое неравенство Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания Перевод в слабые группы плохо отражается на самооценке обучающихся, т.к. воспринимается ими как унижение достоинства
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному Учителю приходится тратить дополнительные силы и время для проверки и составления разноуровневых заданий Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании Несовершенство диагностики может привести к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные, оригинально мыслящие обучающиеся Повышается уровень самосознания: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности, реально оценивать свои силы Понижается уровень самосознания: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, избранности; в слабых группах снижается уровень самооценки, может появиться установка на фатальность своей слабости
Повышается уровень мотивации обучения в сильных группах Понижается уровень мотивации обучения в слабых группах Облегчается усвоение материала в слабых группах, так как обучающему предоставляется возможность усваивать материал в оптимальном для него темпе Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними Усиливается интерес к изучению предмета ив сильных и в слабых группах, т.к. обучение ориентировано на «зону ближайшего развития» ученика Перекомплектование разрушает классные коллективы
Вывод Не всегда дифференциация по уровню умственного развития получает положительную оценку. Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или не эффективным без учета тех условий в которых он применяется. На практике всегда стоит задача не просто применить один из методов, а выбрать наилучший оптимальный