"Перспективы развития информационно- коммуникационных технологий в регионе СНГ и Восточной Европы" Киев, 08 декабря 2011 г. Александр Донос О трансграничном.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Московский бизнес-диалог Шанхайской организации сотрудничества 7 ноября 2011 года. Тема выступления: «О трансграничном пространстве доверия на основе сети.
Advertisements

МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ 2013 г. г. Москва. 2 Должно основываться на международных стандартах и рекомендациях в целях обеспечения взаимной интероперабельности.
«О концепции проекта модельного закона «О трансграничном информационном обмене электронными документами» «О концепции проекта модельного закона «О трансграничном.
Региональное содружество в области (РСС) «Сети последующего поколения (NGN) и широкополосная связь, возможности и задачи» Н.Н. Мухитдинов Генеральный директор.
Перспективы развития «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности государств-членов Таможенного союза и Единого экономического.
Спасибо за внимание Научный консультант ФГУП ВНИИПВТИ Вусс Георгий Васильевич Вусс Георгий Васильевич моб.
Унификация и упрощение таможенного контроля в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) Сергей Н. БЕЛОУСОВ, Советник-секретарь Постоянной комиссии.
Трансграничное пространство доверия 03 Апреля 2012 Формирование и функционирование в сети Интернет трансграничного пространства доверия Текущие результаты.
1 Республика Казахстан, 2009 г. О процессе формирования Таможенного союза.
Формирование таможенного союза Белоруссия, Казахстан, Россия: последствия для торгово- экономических связей с зарубежными странами.
Применение модели ПД-Т в ИИСВВТ 12 октября 2011 года ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОВЕРИЯ НА ОСНОВЕ СЕТИ.
Направления сотрудничества государств – участников СНГ в области ВИЭ К.т.н. В.Л. Лихачев ИНЭИ РАН / ИЭ НИУ ВШЭ / РГ по энергоэффективности и ВИЭ ЭЭС СНГ.
Формирование информационно- технологической инфраструктуры «электронного государства» Росинформтехнологии Росинформтехнологии (Новосибирск, «ИнфоКоммуникации.
Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО Кириллова А.Г. Советник.
Председатель Комиссии РСС по информатизации заместитель руководителя Росинформтехнологии А.И. Панкратов г. Ташкент, 23 мая 2006 года 9-4. О ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.
О Плане мероприятий по развитию информационного общества в Республике Карелия Совет по информатизации при Главе Республики Карелия 02 декабря 2008 года.
Основные принципы формирования и функционирования таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Таможенный кодекс таможенного союза. Особенности таможенного.
Н.И.Соловяненко Институт государства и права РАН Москва Электронная подпись в публичном и частном праве России и Европейского Союза.
Отдел инновационного сотрудничества и научно-технических программ.
Актуальные вопросы трансграничного защищенного электронного юридически- значимого взаимодействия в системах дистанционного банковского обслуживания Кирюшкин.
Транксрипт:

"Перспективы развития информационно- коммуникационных технологий в регионе СНГ и Восточной Европы" Киев, 08 декабря 2011 г. Александр Донос О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ

В настоящее время сеть Интернет предоставляет услуги преимущественно анонимного информационного взаимодействия, что является не только ограничением сферы применения Интернета, но и в связи с чем, в сети присутствуют негативные, а зачастую и отдельные откровенно преступные сегменты Формирование доверенного пространства во всемирной сети, как альтернативы данным сегментам, представляется вполне естественной и актуальной задачей для развитых государств

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Наряду с этим уже сегодня Интернет предоставляет технологическую возможность получения жителями различных стран на условиях удаленного доступа качественных деловых, медицинских, образовательных и других услуг Активное развитие трансграничных услуг электронных аукционов, телемедицины, дистанционного обучения и т.д. будет способствовать повышению уровня жизни и экономическому росту во многих странах

организация взаимодействия с Международными организациями (ВТО, ВТАО, ШОС, ЕврАзЭс, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и т.д.) организация взаимодействия с Международными организациями (ВТО, ВТАО, ШОС, ЕврАзЭс, Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана и т.д.) упрощение процедур торговли в пограничных пунктах пропуска и морских портах упрощение процедур торговли в пограничных пунктах пропуска и морских портах банковские операции банковские операции международные перевозки грузов и пассажиров международные перевозки грузов и пассажиров фитосанитарный контроль фитосанитарный контроль организация обмена данными, в том числе персонального характера организация обмена данными, в том числе персонального характера миграционный и пограничный контроль миграционный и пограничный контроль экспортно-импортные торговые операции экспортно-импортные торговые операции обмен информацией, содержащей персональные данные граждан в рамках систем здравоохранения и образования обмен информацией, содержащей персональные данные граждан в рамках систем здравоохранения и образования О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ

Особую актуальность проблема трансграничных услуг принимает в формате СНГ, в том числе в рамках Регионального содружества в области связи Предоставление новейших электронных услуг (медицинских, образовательных и деловых) уже сегодня является конкретным предметом международного законотворчества

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации Стратегии сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности Концепция сотрудничества государств – участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании совместимых национальных телемедицинских систем Модельный закон «О телемедицинских услугах» Модельный закон «О телемедицинских услугах» Модельные законы «Об электронном документе» «Об электронном правительстве», «О трансграничном информационном обмене электронными документами», «Об использовании информационно- коммуникационных технологий в системе образования», «О технопарках», «О межгосударственном обмене отправлениями специальной связи» Модельные законы «Об электронном документе» «Об электронном правительстве», «О трансграничном информационном обмене электронными документами», «Об использовании информационно- коммуникационных технологий в системе образования», «О технопарках», «О межгосударственном обмене отправлениями специальной связи» Проект Конвенции о порядке признания юридической силы электронных документов в международном информационном обмене между государствами-участниками СНГ Проект Конвенции о порядке признания юридической силы электронных документов в международном информационном обмене между государствами-участниками СНГ Информационный и Инновационный кодексы для государств- участников СНГ Информационный и Инновационный кодексы для государств- участников СНГ

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Препятствием на пути внедрения новейших электронных услуг является нерешенность комплекса организационных, технологических и правовых вопросов легализации иностранных электронных документов Существует проблема способа построения Трансграничного пространства доверия, которое может создаваться на однодоменной или многодоменной основе в зависимости от использования единого криптографического алгоритма электронной подписи или совокупности национальных криптографических алгоритмов электронной подписи в соответствии с внутренним законодательством каждой из стран

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Эта проблема является тем более актуальной в связи с различной законодательной базой, с ограниченным бюджетным финансированием на создание общих информационных систем, а также возможной несовместимостью создаваемых программно-аппаратных комплексов в связи с отсутствием межформатной координации, основанной на некоторых общих подходах, принятых в различных международных форматах

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Отдельные государства СНГ, такие как Беларусь, Казахстан и Россия, уже сделали выбор в пользу многодоменного принципа построения Трансграничного пространства доверия, который в настоящее время закладывается в основу создания информационной системы Таможенного союза Такой подход соответствует тенденции по построению многополярного мира, основан на инновационной разработке Доверенной третьей стороны и правовых нормах принятого Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории таможенного союза

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ На 16-м заседании Координационного совета государств-участников СНГ по информатизации при РСС, состоявшемся 28 сентября 2010 года в Кишиневе, поставлена задача выработать общие подходы к построению Трансграничного пространства доверия в рамках государств-участников СНГ

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Электронные документы, циркулирующие в рамках информационных систем электронного пространства СНГ, не имеют юридической силы Разрозненные АИС СНГСНГ

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Первым этапом создания Трансграничного пространства доверия является разработка Модели формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств-участников СНГ Проект Модели формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств-участников СНГ(Модель ПД-Т) был подготовлен совместно Комиссией по информатизации и Комиссией по информационной безопасности

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Модель трансграничного пространства доверия может предлагаться любым из государств Содружества для рассмотрения и обсуждения в других международных форматах, а так же в рамках двухсторонних взаимоотношений в целях обеспечения интероперабельности создаваемых международных информационных систем и сокращения финансовых затрат Модель предназначена, в первую очередь, для использования в рамках международного формата СНГ и имеет задачу сформулировать понятийный аппарат, структурировать основные блоки и части Трансграничного пространства доверия, как системы, а также определить взаимосвязи между ними

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Модель будет являться основой для проведения дальнейших работ на последующих этапах формирования в сети Интернет Трансграничного пространства доверия государств-участников СНГ в рамках разработки системного проекта и подготовки комплекта проектов нормативно-технических документов, необходимых для его практического воплощения Разработанный проект Модели Трансграничного пространства доверия (Модель ПД-Т) предлагается Координационному совету государств-участников СНГ по информатизации при РСС на рассмотрение и одобрение

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Данный вопрос может быть поставлен также и в расширенном плане. В последнее время в рамках тенденций, прежде всего экономической региональной интеграции, например в международных форматах СНГ, ЕврАзЭС, КТС, ОДКБ, взаимодействие и интеграция со странами ЕС, а также в связи с активизацией взаимодействия с экономиками азиатско- тихоокеанского региона, в том числе с Китаем в рамках ШОС и АТЭС в целом, на повестку дня становится вопрос формирования общего многоформатного информационного пространства

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Общие подходы создания Трансграничного пространства доверия могут быть выработаны на основе обсуждения и принятия Модели формирования и функционирования в сети Интернет трансграничного пространства доверия государств-участников СНГ Положения Модели могут быть закреплены в соответствующем международном нормативном правовом акте СНГ в форме Соглашения или Конвенции и гармонизированы с аналогичными актами других международных форматов, поддерживающих применение общих принципов. Принятая Модель трансграничного пространства доверия может быть развита в пакете международных технических стандартов и регламентов

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Вторым этапом создания Трансграничного пространства доверия является его Системное проектирование, имеющее целью подробное обоснование обозначенных в рамках первого этапа основных составных частей и блоков ПД-Т, а также структурированное описание взаимосвязей между ними Результатом этого этапа может быть концептуальное формулирование содержания документов в рамках системы Трансграничного пространства доверия Кроме того, в рамках системного проектирования, может быть обобщен имеющийся опыт по реализации отдельных фрагментов Трансграничного пространства доверия в России, Молдове, Польше и других странах для более подробного рассмотрения в государствах-участниках СНГ

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Третьим этапом создания Трансграничного пространства доверия является разработка проектов нормативных, правовых и технических документов, необходимых для его построения и функционирования Полученные в результате работы материалы могут являться ориентирами для последующей разработке на их основе национального законодательства стран СНГ, включая технические стандарты и регламенты Разработанная нормативная база должна обеспечивать переход к практической реализации системы Трансграничного пространства доверия в государствах СНГ

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Четвертым этапом создания Трансграничного пространства доверия является утверждение в государствах Содружества разработанной нормативной базы, создание и адаптация существующих программно-аппаратных комплексов к выработанным на 1- 3 этапах требованиям, созданию необходимых новых объектов и организации деятельности операторов информационных систем на своей территории, а также другие практические действия для обеспечения функционирования Трансграничного пространства доверия, как интегрированной международной системы

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ По мере реализации этапов внедрения необходимо организовать оперативное информирование стран, участвующих в создании Трансграничного пространства доверия, о разрабатываемых решениях для обсуждения и внесения поправок с учетом национальных законодательств, а также для унификации и гармонизации нормативно-правовой базы, информационно- телекоммуникационной инфраструктуры, программно- технических решений и т.д.

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Такие согласованные действия могут быть налажены в рамках межформатной координации, возможно, при головной роли СНГ, как наиболее представительного международного формата в евроазиатском регионе - участвует 11 стран, ряд наблюдателей и ассоциированных членов. Организационный импульс в этом направлении может быть задан Региональным содружеством в области связи

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ В государствах СНГ имеются определенные технологические, правовые и организационные предпосылки, которые позволяют решить задачу по формированию в сети Интернет Трансграничного пространства доверия для обеспечения предоставления новейших электронных деловых (электронные аукционы, информатизация пунктов пропуска), социальных (телемедицина, дистанционное образование) и других юридически значимых услуг

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Для постановки и реализации задачи по созданию Трансграничного пространства доверия в настоящее время уже имеются определенные предпосылки – создание технологии Доверенной третьей стороны и Узлов международного взаимодействия Казахстан Россия Беларусь Сертифицированный Центр предоставления услуг – Доверенная третья сторона ? OK Проставление метки времени на результате проверки Получатель подписанного документа ?? ? ? ? TTP TS DVCS CRL OCSP Молдова

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Технология доверенной третьей стороны в течение ряда лет проходит успешное тестирование в следующих конфигурациях: Россия – Польша, в рамках эксперимента по проведению в Администрации Белгородской области электронного аукциона с участием иностранного поставщика из Польши (частная компания UNIZETO), при этом использовались российские криптографические средства и их аналоги, принятые в странах НАТО

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Россия – Беларусь, в рамках действующей коммерческой электронной торговой площадки B2B-energo с использованием российских и белорусских криптографических средств

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Беларусь – Казахстан – Россия, в рамках подготовки к созданию Интегрированной информационной системы взаимной и внешней торговли Комиссии таможенного союза;

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Молдова – Польша – Россия, на основе программно- аппаратных комплексов Доверенной третьей стороны На 10-ом заседании Комиссии по информационной безопасности, проходившем 30 октября 2009 года в г. Астана, Республика Казахстан, был продемонстрирован практический Макет системы защищённого юридически значимого трансграничного информационного обмена, созданный при участии Молдовы, России и Польши Государственное предприятие Центр специальных телекоммуникаций

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Россия – Кипр – Швейцария, в рамках работы, выполняемой компанией «Газинформсервис» по заказу Газпромбанка для обеспечения юридически значимого информационного взаимодействия основного офиса банка с его филиалами.

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Задача по взаимному сближению национальных законодательств, а также технических стандартов и регламентов в сфере трансграничного электронного документооборота ранее не ставилась, поэтому для совместного продвижения в направления ее решения возможным в принципе представляются два варианта взять за основу для сближения подходы, принятые в одной из стран СНГ, и выработать «дорожные карты» для других стран по формированию на этой основе Трансграничного пространства доверия взять за основу для сближения подходы более высокого уровня, формирующиеся, например, в структурах ООН, выработать с учетом этого общую Модель и уникальные для каждой страны «дорожные карты» для согласованного продвижения к решению общих задач

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Последний вариант имеет лучшие перспективы, поскольку предполагает учет наработок и передовых практик всего мирового сообщества. Кроме того, успешное построение ПД-Т государств- участников СНГ предоставит возможность выступить с инициативой по присоединению к нему и других международных форматов ближнего или дальнего зарубежья, либо приступить к переговорам об организации взаимодействия между различными региональными аналогами

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ В качестве базовых документов высокого уровня могут быть взяты материалы Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), например: документ ЮНСИТРАЛ A/CN.9/692 - Текущая и возможная будущая работа в области электронной торговли, материалы 43 сессии Генеральной ассамблеи ООН, Нью-Йорк, 29 июня – 9 июля 2010 г.A/CN.9/692 - Текущая и возможная будущая работа в области электронной торговли материалы коллоквиума ЮНСИТРАЛ по электронной торговле, состоявшегося в Нью-Йорке, февраля 2011 г., и опубликованные a/electronic-commerce-2010program.html. a/electronic-commerce-2010program.html

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ Электронные документы, циркулирующие в рамках информационных систем электронного пространства СНГ, имеют юридическую силу !!! СНГСНГ

Председатель комиссии по информационной безопасности при Координационном совете государств- участников СНГ по информатизации при РСС Донос Александр

О трансграничном пространстве доверия на основе сети Интернет в государствах–участниках СНГ