Интеграция возможностей общего и дополнительного образования в реализации программ внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС Ярмакеева Светлана Альбертовна, канд. пед. наук, науч. руководитель ЦДТ «Азино»
Основная идея интеграции Объединение потенциалов ОУ в усилени и личностной, творческой, практической и социальной составляющих содержания образования, повышении его качества в интересах развивающейся личности ребенка
Основные моменты, которые необходимо оценить Имеющийся на сегодня опыт образовательного партнерства школы и УДО. Возможные направления и формы взаимодействия ОУ в реализации программ внеурочной деятельности. Положительные аспекты и возможные риски интеграции школы и УДО
Имеющийся на сегодня опыт образовательного партнерства школы и УДО Организация учебных занятий на базе учреждений-партнеров. Использование возможностей и особенностей УДО в проведении внеурочной деятельности с учащимися (кадры, формы, содержание работы и т.п.). Привлечение школьных учителей к работе в системе ДОД (программы углубленной подготовки).
Возможные направления и формы взаимодействия ОУ в реализации программ внеурочной деятельности. Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности по ФГОС
Основные типы организационных моделей внеурочной деятельности по ФГОС: 1) модель дополнительного образования (на основе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей); 2) модель «школы полного дня»; 3) оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения); 4) инновационно-образовательная модель.
Модель интеграции Ценностно-целевой компонент Содержательный компонент Организационно- управленческий компонент Аналитико- рефлексивный компонент
Положительные аспекты интеграции обеспечение занятости детей во внеурочное время, профилактика асоциальных явлений; адаптация учащихся начальной школы к обучению в среднем звене (работа нескольких педагогов, разные помещения); выявление способностей детей; развитие интересов учащихся, мотивации к познанию и творчеству; создание благоприятной психоэмоциональ- ной атмосферы (отсутствие отметок, смена видов деятельности и т.п.);
Положительные аспекты интеграции развитие личностного потенциала учащихся: интеллектуальных, физических, творческих способностей, коммуникативных качеств, расширение кругозора; развитие общекультурных и других компетенций школьников;
Положительные аспекты интеграции качество программно- методического обеспечения; повышение профессионализма педагогических работников в сфере общего и дополни- тельного образования; наличие специальной МТБ и пр.
Отрицательные аспекты (возможные риски) при организации внеурочной деятельности не всегда учитываются желание и способности детей при посещении дополнительных занятий, результаты дополнительного образования не включены в общую систему оценки успешности учащихся; организация дополнительного образования в условиях классно-урочной системы (наполняемость группы, формы занятий и др.); чрезмерная нагрузка учащихся;
Отрицательные аспекты (возможные риски) недостатки в оформлении договорных отношений, недостаточная эффективность механизмов координации деятельности школы и УДОД; отсутствие единого мнения по вопросам учета контингента воспитанников и результатов их деятельности, количества времени, отводимого на внеурочную деятельность; разные подходы к оценке эффективности педагогической деятельности; …