Ψ Ульянова Э.Э. к.псх.н., ГМЦ УО г. Казани Структура психологического сопровождения индивидуальной траектории развития
Индивидуальная траектория развития – это целенаправленная дифференциальная программа, обеспечивающая учащемуся выбор в развитии и реализации личностных качеств (самоопределение, самореализацию) при педагогической поддержке.
Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность. Индивидуализация образования и воспитания обеспечивает разностороннее развитие личности школьника, позволяет формировать навыки самообразования и самореализации личности. Ценность индивидуальной траектории развития состоит в том, что она позволяет каждому, на основе реализуемой самооценки, мотивации, формировать и развивать ценностные ориентации, творческую индивидуальность. Индивидуализация образования и воспитания обеспечивает разностороннее развитие личности школьника, позволяет формировать навыки самообразования и самореализации личности.
Структура индивидуальной траектории развития включает следующие компоненты: 1) целевой (постановка целей); 2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания вариативных учебных программ, программ внеурочной деятельности); 3) технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); 4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения); 5) организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей); 6) результативный (формулируются ожидаемые результаты). 1) целевой (постановка целей); 2) содержательный (обоснование структуры и отбор содержания вариативных учебных программ, программ внеурочной деятельности); 3) технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); 4) диагностический (определение системы диагностического сопровождения); 5) организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей); 6) результативный (формулируются ожидаемые результаты).
Модель системного мониторинга качества школьного образования М И С С И Я Ш К О Л Ы СОЦИАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЙ И РАЗВИВАЮЩИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КАРЬЕРА ВЫПУСНИКОВ ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТЬ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ЗДОРОВЬЕ И ОТНОШЕНИЕ К ЗДОРОВЬЮ МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПОДСИСТЕМА СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ХРАКТЕР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛ И КВАЛИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГОВ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ ВЗАИМНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Этапы проектирования индивидуальной траектории развития могут быть представлены следующим образом: 1)определение потребностей и мотивов; 2) постановка цели; 3) разработка содержания индивидуальной траектории развития; 4) определение технологического инструментария; 5) определение направлений диагностического сопровождения учащегося; 6) определение условий, обеспечивающих достижение цели; 7) обсуждение результатов и корректировка. 1)определение потребностей и мотивов; 2) постановка цели; 3) разработка содержания индивидуальной траектории развития; 4) определение технологического инструментария; 5) определение направлений диагностического сопровождения учащегося; 6) определение условий, обеспечивающих достижение цели; 7) обсуждение результатов и корректировка.
Первый этап работы научно обоснованная и методически обеспеченная система диагностики, включающая не только первичное исследование потенциальных возможностей ребенка (как это обычно бывает в педагогической практике), но и мониторинг его развития (являющийся одновременно и завершающим, и начальным периодом работы с ребенком на каждом этапе деятельности). научно обоснованная и методически обеспеченная система диагностики, включающая не только первичное исследование потенциальных возможностей ребенка (как это обычно бывает в педагогической практике), но и мониторинг его развития (являющийся одновременно и завершающим, и начальным периодом работы с ребенком на каждом этапе деятельности).
Составными элементами психолого-педагогического мониторинга должны стать: психологическая диагностика развития интеллектуальных способностей ребенка; психологическая диагностика личностного развития учащегося; педагогическая диагностика умственного и личностного развития школьника; анализ динамики уровня обученности ребенка.
Второй этап работы выстраивание системы продуктивного взаимодействия образовательных учреждений разных типов. По формам это могут быть: творческие договоры; единые педагогические советы; методические объединения учителей и педагогов дополнительного образования, работающих в одной образовательной области; временные творческие коллективы; общественные группы наблюдателей; попечительские советы; координационные советы и др.
Третий этап работы является психолого-педагогически обоснованная разработка индивидуального образовательного маршрута каждого учащегося. Основу этой работы составляет предположение о том, что работа должна строиться в тесном взаимодействии, как минимум, двух типов образовательных учреждений - общеобразовательного и учреждения дополнительного образования. Оптимальным представляется взаимодействие образовательных учреждений трех типов - общеобразовательного, учреждения дополнительного образования и учреждения профессионального образования (среднего специального или высшего).
Четвертый этап работы выбор и реализация педагогически и психологически обоснованных форм организации индивидуальной образовательной деятельности. На заключительном этапе работы необходимо провести тщательный, разносторонний и критический анализ полученных результатов, что позволит внести необходимые коррективы в дальнейшую индивидуальную работу с каждым ребенком.
Набор параметров для диагностики 1. Преобладающий канал восприятия: визуальный, аудиальный, кинестетический, аналитический. 2. Тип нервной системы: слабый, сильный, подвижный. 3.Преобладающий локус контроля: правополушарный, левополушарный. 4.Работоспособность или утомляемость: высокая, низкая, скачкообразная. 5. Мышление: развитие выше нормы, норма, ниже нормы. 6. Учебная мотивация: высокая, средняя, низкая. 7.Тревожность: учебная и социальная.
Примеры заполнения индивидуальных карт Карта индивидуального развития ребенка Фамилия, имя: Семенов Саша. Фамилия, имя: Семенов Саша. Тип нервной системы: слабый. Тип нервной системы: слабый. Доминирующее полушарие головного мозга: левое. Доминирующее полушарие головного мозга: левое. Темп деятельности: в начале учебного дня резкий максимальный скачок, в середине первой половины дня происходит резкий спад, к концу первой половины дня небольшой подъем, к началу второй половины дня происходит снижение темпа деятельности и концу дня темп деятельности повышается. Темп деятельности: в начале учебного дня резкий максимальный скачок, в середине первой половины дня происходит резкий спад, к концу первой половины дня небольшой подъем, к началу второй половины дня происходит снижение темпа деятельности и концу дня темп деятельности повышается. Утомляемость и работоспособность: из-за резких скачков темпа деятельности утомляемость наступает быстро, время наибольшей работоспособности первая половина дня, иногда период самоподготовки. Утомляемость и работоспособность: из-за резких скачков темпа деятельности утомляемость наступает быстро, время наибольшей работоспособности первая половина дня, иногда период самоподготовки. Ведущая репрезентативная система: аудиальная, кинестетическая. Ведущая репрезентативная система: аудиальная, кинестетическая. Мотивация к обучению: средняя. Мотивация к обучению: средняя. Уровень сформированности познавательных процессов Уровень сформированности познавательных процессов Умение выполнять инструкции: очень низкий уровень. Умение выполнять инструкции: очень низкий уровень. Математические способности (умение выполнять математические действия, умение видеть закономерности и прогнозировать, исходя из выявленных закономерностей): низкий уровень. Математические способности (умение выполнять математические действия, умение видеть закономерности и прогнозировать, исходя из выявленных закономерностей): низкий уровень. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка): ниже нормы. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка): ниже нормы. Личностно-коммуникативные особенности Личностно-коммуникативные особенности Положение в классе: пренебрегаемый. Положение в классе: пренебрегаемый. Уровень тревожности в школе: тревожность повышается в ситуациях, когда Саша испытывает сильное чувство одиночества, когда ему не хватает тепла и поддержки со стороны взрослых. Уровень тревожности в школе: тревожность повышается в ситуациях, когда Саша испытывает сильное чувство одиночества, когда ему не хватает тепла и поддержки со стороны взрослых.
Рекомендации психолога 1.Для выравнивания темпа деятельности необходимо из бегать высоких нагрузок в начале учебного дня. С другой стороны это наиболее удачное время для контрольных работ. Необходимо обучать работать по инструкции: просить повторить, составить алгоритм или план работы. Полезны дополнительные занятия по развитию мышления. Мотивацию к обучению можно повышать, апеллируя к взрослости мальчика, а также демонстрируя уверенность в его успехе. 2.Необходимо проявлять интерес к успехам Саши и отмечать его достижения как в учебе, так и в других сферах, не связанных с учебой, особенно в присутствии родителей. В случаях эмоциональных срывов переключать внимание, например, попросить помыть доску или сходить за мелом. Полезно в такие моменты, чтобы взрослый с ним разговаривал тихо или же использовал юмор. Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка) 1. Объем домашнего задания -В связи с быстрой утомляемостью необходимо учить мальчика тщательно планировать выполнение домашнего задания. 2.Устные предметы - Саше полезно использовать наглядные образы при ответах. 3.Письменные предметы - Из-за слабого внутреннего контроля мальчику требуется внешний контроль взрослых. 4.Табу (категорически запрещено) - Нельзя игнорировать любое поведение Саши, важно понять, что он хочет этим поведением сказать. 5.«Предвестники бури» (поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва). В ситуациях сильного эмоционального возбуждения может громко кричать, драться, отказываться выполнить любые просьбы, ругаться.
Спасибо за внимание. Творческих успехов!