Моделирование методического портфолио учителя-участника ПНПО И.Ш.Галеева, учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, победитель ПНПО 2006 года
Методическая тема как инновационный проект Что такое инновация? Делаем выбор. Как соотносятся инновации и новации? Что такое инновационный проект?
Подходы к определению инноваций А.И.Субетто определяет инноватику как комплексную дисциплину, включающую прогностику, креатологию и интеллектику А.В.Хуторской считает инноватику новой отраслью научно- педагогического знания, изучающей технологии, процессы развития школы, новую практику образования
Подходы к определению инноваций Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. (Концепция инновационной политики Российской Федерации на годы, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. 832).
Инновационное обучение Целенаправленно проектируемый, осознанно организуемый процесс обучения, управление которым осуществляется на основе использования научных и культурологических знаний. Целенаправленно организованная социальная ситуация развития личности, способной принять вызов будущего, где проектируется как это будущее (смысло- и целеполагание), так и процесс достижения готовности к участию в его осуществлении.
Свойства инновационного обучения Инновационное обучение это исторически новый тип социальной организации учения, соответствующий особенностям общественного развития и типу культуры новейшего времени. В рамках инновационного обучения создаются условия развития личности, осуществляется ее право на индивидуальный творческий вклад, на личностную инициативу, право на свободу саморазвития. В структуре инновационного обучения по-новому разрешаются противоречия между традицией и инновацией, между репродуктивными и творческими компонентами учения. Ведущую роль в этих взаимосвязях играет инновационное, творческое начало, определяющее отбор традиций и содержание репродуктивных актов. Основой реализации инновационного, творческого характера учения служит новый тип социальных отношений между старшим и младшим поколениями, между учителем и учениками. Это демократические отношения, предлагающие взаимную помощь, сотрудничество и сотворчество.
Различение понятий «новация» и «инновация» /по Слободчикову В.И/ КритерииНовацияИнновация Масштаб целей и задачЧастныйСистемный Методологическое обеспечение В рамках существующих теорий Выходит за рамки существующих теорий Научный контекстОтносительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки Характер действий (качество)Экспериментальный (апробирование частных нововведений) Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат
КритерииНовацияИнновация Характер действий (количество) Ограниченный по масштабу и времени Целостный, продолжительный Тип действийИнформирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества Проектирование новой системы деятельности в данной практике РеализацияАпробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности Результат, продуктИзменение отдельных элементов в существующей системе Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы НовизнаИнициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности ПоследствияУсовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок
Современная трактовка образовательных достижений Новые цели и ценности образования : - освоение предметных знаний, - Умение применять знания, - Овладение -междисциплинарными умениями -коммуникативными умениями -умениями работать с информацией Умениями учиться и совершенствоваться Умениями решать проблемы
Аналитический отчет Н а какие вопросы следует ответить: -проблема(определить потребности в изменениях); - сбор информации и анализ педагогической ситуации; - цель инновации или нововведения; - задачи; - ресурсы; - продукт; -критерии оценки эффективности методического проекта.
Проблемно-ориентированный анализ Условия --- процесс --- результат Направление анализа( от результата к условиям)
Учебные достижения Уровни усвоения содержания образования Уровни учебных достижений I уровеньИнформированность II уровеньГрамотность –способность решать стандартные задачи III уровеньКомпетентность Способность решать средствами предмета
Мониторинг умений Области деятельности Умения ПознавательнаяСравнение, анализ, классификация, обобщение РечеваяПоиск и преобразование информации, построение письменного высказывания по заданному вопросу Учебный предметУмения: лингвистические компетенции, языковые и коммуникативные компетенции
Артпедагогика Вопросы для участников игры: Как вы понимаете эти высказывания? Согласны ли вы с мыслями, заложенными в них? Если нет, то почему? Какие новые грани в понимании жизненного опыта вы обнаружили в этих высказываниях? На какие новые подходы к работе с передовым педагогическим опытом натолкнули Вас эти высказывания? Какие проблемы в проф. работе педагога, формирующего чужой инновационный опыт, сложно сформулировать в ходе этой игры?
Методика С.Френе Я критикую Я хвалю Я ХОТЕЛ БЫЛ Я СДЕЛАЛ