Кадровое обеспечение экономики и социальной сферы Сибири и прогнозные данные по подготовке необходимых специалистов в разрезе УГС по различным уровням образования Гуртов Валерий Алексеевич, д.ф.-м.н., профессор, директор Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ 25 ноября 2010 г., Томск
2 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения России - Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» - поручение Президента РФ Пр-2663 от 9 сентября 2010 года по итогам совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года «О приоритетах развития профессионального образования России»
3 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. от ФЗ) - К полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относится разработка прогноза баланса трудовых ресурсов -Порядок осуществления разработки прогноза баланса трудовых ресурсов определяется Правительством РФ – в стадии разработки
4 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Поручения Президента России по итогам Госсовета 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 9 сентября 2010 года) «Обеспечить создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в соответствующих производственных отраслях экономики в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования» - срок до 1 апреля 2011 года Поручение Правительства РФ от 23 сентября 2010 года ВП-П Минздравсоцразвития России (Т.А.Голиковой), Минэкономразвития России (Э.С.Набиуллиной), Минобрнауки России (А.А.Фурсенко) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти – к 15 марта 2011 года подготовить проект доклада Президенту «Представить предложения по установлению государственного задания и формированию бюджетов учреждений профессионального образования исходя из численности обучающихся и с учетом специфики образовательных программ, имея в виду увеличение объемов финансирования образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров в целях реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики РФ» - срок до 1 февраля 2011 года Поручение Правительства РФ от 23 сентября 2010 года ВП-П Минобрнауки России (А.А.Фурсенко), Минздравсоцразвития России (Т.А.Голиковой), Минэкономразвития России (Э.С.Набиуллиной), Минфин России (А.Л.Кудрину) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти – к 15 января 2011 года подготовить проект доклада Президенту
5 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 1.Нормативно-отраслевой метод или «технологический» Основан на макроэкономическом анализе изменения численности работников в отраслях экономики ( видах экономической деятельности )в зависимости от ВДС отрасли (вида экономической деятельности) 2. Метод опроса работодателей или «социологический» Основан на микроэкономическом анализе потребности в кадрах по репрезентативной выборке предприятий Два подхода к определению потребностей экономики в квалифицированных кадрах
6 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Система прогнозирования
7 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Перечень и содержание этапов макроэкономического прогнозирования в Бюро трудовой статистики США
8 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Соотношение регионов «доноров» и «реципиентов» 2009 год
9 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Занятое население по уровням образования в разрезе субъектов Сибирского федерального округа
10 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Учет особенностей малого бизнеса в СибФО Всего работников – 6,3 млн.чел., (в т.ч. в сфере малого бизнеса – 1,2 млн.чел.)
11 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура распределения работников по уровням профессионального образования. Роль малого бизнеса в Сибирском федеральном округе Структура распределения работников по уровням профессионального образования. Роль малого бизнеса в Сибирском федеральном округе Сибирский федеральный округ Томская область
12 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура дополнительной потребности экономики в кадрах с профессиональным образованием для СибФО на 2015 год (НПО=рабочие профессии)
13 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Выпуски государственных образовательных учреждений ВПО, СПО, НПО. Сибирский федеральный округ
14 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Баланс дополнительной потребности экономики в выпускниках и объема подготовки специалистов в образовательных учреждениях всех уровней профессионального образования в разрезе 28 УГС для СФО на 2010 год
15 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура распределения зарубежных трудовых мигрантов (249,3 тыс. чел.) по регионам СибФО в 2009 г.
16 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Покрытие потребности в кадрах за счет зарубежных трудовых мигрантов Сибирский федеральный округТомская область
17 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Особенности прогнозирования потребности в кадрах в федеральном округе 1. Прогнозирование для округа в целом (с учетом реализации межрегиональных инвестиционных проектов, межрегиональной трудовой и учебной миграции) 2. Создание подразделений научного прогнозирования (ведущие вузы регионов + координирующая роль СФУ) 3. Осуществление качественного прогнозирования (новые компетенции – Форсайт) 4. «КЦП в обмен на обязательства»
18 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 1. Прогнозирование для округа в целом 1. Разработка потребности в кадрах с профессиональным образованием и источники ее покрытия осуществляется в целом для округа с учетом реализации межрегиональных инвестиционных проектов, межрегиональной трудовой и учебной миграции. 2. Разработка потребности в кадрах с профессиональным образованием и источники ее покрытия для каждого из субъектов Федерации осуществляется параллельно с работой по округу. Затем осуществляется уточнение, корректировка и согласование прогноза потребностей в кадрах с профессиональным образованием в каждом субъектов Федерации, в соответствии с прогнозными показателями по округу в целом. 3. Разработанные и согласованные прогнозные значения потребности экономики в кадрах с профессиональным образованием используются для формирования контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования всех уровней как на уровне субъектов Федерации, так и округу в целом.
19 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 2. Создание подразделений научного прогнозирования ( из доклад а на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года) Стратегический комплексный подход к прогнозированию кадровой потребности в регионах: Развитие собственных подразделений научного прогнозирования в ведущих вузах Реализация координирующей роли федеральн ых университет ов в планировании кадрово го обеспечени я социально-экономического развития федеральных округов
20 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Успешный опыт прогнозирования в Сибирском федеральном округе Институт Управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета «Опыт применения макроэкономической методики для прогнозирования потребности экономики Красноярского края в квалифицированных кадрах» Васильева З. А., д.э.н., профессор, директор Филимоненко И.В., к.эн., доцент, зав. каф. маркетинга - СФУ м ожет осуществлять прогнозирование кадровых потребностей на уровне округа с учетом возможностей системы образования СФО. - На уровне регионов аналогичные функции - ведущие вузы. Это позволит обеспечить научные основы и точность прогнозирования, а также будет способствовать разви тию существующ его потенциал а региональных вузов.
21 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Вариант системы прогнозирования в Сибирском федеральном округе
22 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 3. Осуществление качественного прогнозирования (новые компетенции – Форсайт) 2 способа научно-обоснованного прогнозирования на средне- и долгосрочном горизонте : 1.Макроэкономическая методика прогнозирования 2. Метод Форсайта Метод Форсайта - метод качественного прогнозирования, который определяет основные тенденции и направления прогнозируемых процессов путем выработки согласованного решения влиятельных экспертов, которые впоследствии активно способствуют реализации данного прогноза (сформирован «Технологический прогноз …. до 2025 года», «Приоритетные направления …» и проч.) Для повышения эффективности в процессе практической реализации данного проекта предлагается совместное комбинированное использование двух вышеуказанных подходов: метода Форсайта и макроэкономической методики прогнозирования ЦБМ ПетрГУ.
23 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 4. Реализация принципа «КЦП в обмен на обязательства» Заявка на КЦП от вуза, с указанием доли обеспечения за счёт КЦП потребности в кадрах (на территории СФ и в других регионах) и обязательствами вуза обеспечить качество подготовки этих объемов КЦП и трудоустройство выпускников по полученной специальности Федеральный университет в федеральном округе и ведущие вузы на территории субъектов Федерации Органы исполнительной власти субъектов Федерации Федеральные органы исполнительной власти (10 министерств и ведомств с подведомственными вузами на территории регионов) Сводная заявка на КЦП от вузов на территории СФ, показывающая обеспечение за счёт КЦП потребности в кадрах (всего и каждого вуза в отдельности) и обязательства по обеспечению качества подготовки и трудоустройства выпускников по специальности (всего и каждого вуза в отдельности) Согласованные объёмы КЦП по направлениям и специальностям подготовки, обеспечивающие качество подготовки
24 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Предложения для Сибирского федерального округа 1. Сформировать окружное подразделение научного прогнозирования при Сибирском федеральном университете, а региональное подразделения научного прогнозирования – при ведущих вузах. 2. Разработать административный регламент на уровне округа и субъектов Федерации по порядку формирования прогнозных потребностей экономики в кадрах. 3. Формирование контрольных цифр приема в учреждения высшего профессионального образования проводить на основе прогнозных значений потребности экономики в кадрах с профессиональным образованием.
25 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 25 Благодарим за внимание! Надеемся на сотрудничество!