Система прогнозирования потребностей в кадрах с профессиональным образованием: назначение и использование Гуртов Валерий Алексеевич, д.ф.-м.н., профессор, директор Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ 25 ноября 2010 г., Томск
2 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Назначение системы прогнозирования 1. Формирование научно-обоснованных количественных показателей потребностей экономики в квалифицированных кадрах. 2. Формирование государственного задания (контрольных цифр приема за счет бюджетных средств) на подготовку кадров с профессиональным образованием на основе потребностей экономики. 3. Информирование потенциальных потребителей о профессионально-квалификационной структуре кадров, которые будут востребованы в среднесрочном периоде.
3 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Потенциальные потребители результатов прогнозирования 1. Система профессионального образования – контрольные цифры приема по укрупненным группам специальностей. 2. Работодатели – перспективная потребность в кадрах по укрупненным группам занятий для осуществления целевой подготовки в системе образования. 3. Абитуриенты и их родители – информация о востребованных профессиях к моменту завершения обучения (от 2 – лет) для гарантированного трудоустройства по полученной специальности.
4 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Формы представления результатов прогнозирования 1. Прогнозные потребности экономики в кадрах с профессиональным образованием, структурированные: 1.1. по видам экономической деятельности, 1.2. по укрупненным группам специальностей, 1.3. по группам занятий/профессиям в экономике. 2. Контрольные цифры приема за счет средств бюджета по ВПО, СПО,НПО по специальностям, направлениям подготовки 3. Публично-информационная среда с результатами прогнозирования, ориентированная на различные группы пользователей.
5 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Законодательные и нормативные основы создания системы прогнозирования - Федеральный закон от ФЗ «О внесении изменений в статью 7 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»» - поручение Президента РФ Пр-2663 от 9 сентября 2010 года по итогам совместного заседания Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года «О приоритетах развития профессионального образования России»
6 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета ФЗ РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. от ФЗ) - К полномочиям федеральных органов государственной власти в области содействия занятости населения относится разработка прогноза баланса трудовых ресурсов -Порядок осуществления разработки прогноза баланса трудовых ресурсов определяется Правительством РФ – в стадии разработки
7 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Поручения Президента России по итогам Госсовета 31 августа 2010 года (Пр-2663 от 9 сентября 2010 года) «Обеспечить создание системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в соответствующих производственных отраслях экономики в целях планирования потребностей в подготовке специалистов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования» - срок до 1 апреля 2011 года Поручение Правительства РФ от 23 сентября 2010 года ВП-П Минздравсоцразвития России (Т.А.Голиковой), Минэкономразвития России (Э.С.Набиуллиной), Минобрнауки России (А.А.Фурсенко) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти – к 15 марта 2011 года подготовить проект доклада Президенту «Представить предложения по установлению государственного задания и формированию бюджетов учреждений профессионального образования исходя из численности обучающихся и с учетом специфики образовательных программ, имея в виду увеличение объемов финансирования образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров в целях реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики РФ» - срок до 1 февраля 2011 года Поручение Правительства РФ от 23 сентября 2010 года ВП-П Минобрнауки России (А.А.Фурсенко), Минздравсоцразвития России (Т.А.Голиковой), Минэкономразвития России (Э.С.Набиуллиной), Минфин России (А.Л.Кудрину) с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти – к 15 января 2011 года подготовить проект доклада Президенту
8 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Демографические показатели рождаемости для РФ, Сибирского ФО, Республики Карелия
9 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета «Проблема 2010 года» в России 1. Численность выпускников 11 классов РФ постоянно уменьшается и составила в 2010 году 822,5 тыс. человек (в 2004 года ,0 тыс. человек) 2. Прием в 2009 году ВПО, СПО, НПО составлял ВПО – 1329,6 тыс. человек (493,2 - бюджет) СПО – 666,7 тыс. человек (479,7 - бюджет) НПО – 442,4 тыс. человек (442,4 - бюджет)
10 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Соотношение регионов «доноров» и «реципиентов» с 2004 до 2010 гг. в Российской Федерации
11 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Соотношение регионов «доноров» и «реципиентов» 2009 год
12 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Структура дополнительной потребности экономики в кадрах с профессиональным образованием для СибФО на 2015 год (НПО=рабочие профессии)
13 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Выпуски государственных образовательных учреждений ВПО, СПО, НПО. Сибирский федеральный округ
14 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Баланс дополнительной потребности экономики в выпускниках и объема подготовки специалистов в образовательных учреждениях всех уровней профессионального образования в разрезе 28 УГС для СФО на 2010 год
15 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Особенности прогнозирования потребности в кадрах в федеральном округе 1. Прогнозирование для округа в целом (с учетом реализации межрегиональных инвестиционных проектов, межрегиональной трудовой и учебной миграции) 2. Создание подразделений научного прогнозирования (ведущие вузы регионов + координирующая роль СФУ) 3. Осуществление качественного прогнозирования (новые компетенции – Форсайт) 4. «КЦП в обмен на обязательства»
16 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 1. Прогнозирование для округа в целом 1. Разработка потребности в кадрах с профессиональным образованием и источники ее покрытия осуществляется в целом для округа с учетом реализации межрегиональных инвестиционных проектов, межрегиональной трудовой и учебной миграции. 2. Разработка потребности в кадрах с профессиональным образованием и источники ее покрытия для каждого из субъектов Федерации осуществляется параллельно с работой по округу. Затем осуществляется уточнение, корректировка и согласование прогноза потребностей в кадрах с профессиональным образованием в каждом субъектов Федерации, в соответствии с прогнозными показателями по округу в целом. 3. Разработанные и согласованные прогнозные значения потребности экономики в кадрах с профессиональным образованием используются для формирования контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования всех уровней как на уровне субъектов Федерации, так и округу в целом.
17 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 2. Создание подразделений научного прогнозирования ( из доклад а на совместном заседании Государственного совета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года) Стратегический комплексный подход к прогнозированию кадровой потребности в регионах: Развитие собственных подразделений научного прогнозирования в ведущих вузах Реализация координирующей роли федеральн ых университет ов в планировании кадрово го обеспечени я социально-экономического развития федеральных округов
18 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Успешный опыт прогнозирования в Сибирском федеральном округе Институт Управления бизнес-процессами и экономики Сибирского федерального университета «Опыт применения макроэкономической методики для прогнозирования потребности экономики Красноярского края в квалифицированных кадрах» Васильева З. А., д.э.н., профессор, директор Филимоненко И.В., к.эн., доцент, зав. каф. маркетинга - СФУ м ожет осуществлять прогнозирование кадровых потребностей на уровне округа с учетом возможностей системы образования СФО. - На уровне регионов аналогичные функции - ведущие вузы. Это позволит обеспечить научные основы и точность прогнозирования, а также будет способствовать разви тию существующ его потенциал а региональных вузов.
19 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Вариант системы прогнозирования в Сибирском федеральном округе
20 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 3. Осуществление качественного прогнозирования (новые компетенции – Форсайт) 2 способа научно-обоснованного прогнозирования на средне- и долгосрочном горизонте : 1.Макроэкономическая методика прогнозирования 2. Метод Форсайта Метод Форсайта - метод качественного прогнозирования, который определяет основные тенденции и направления прогнозируемых процессов путем выработки согласованного решения влиятельных экспертов, которые впоследствии активно способствуют реализации данного прогноза (сформирован «Технологический прогноз …. до 2025 года», «Приоритетные направления …» и проч.) Для повышения эффективности в процессе практической реализации данного проекта предлагается совместное комбинированное использование двух вышеуказанных подходов: метода Форсайта и макроэкономической методики прогнозирования ЦБМ ПетрГУ.
21 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 4. Реализация принципа «КЦП в обмен на обязательства» Заявка на КЦП от вуза, с указанием доли обеспечения за счёт КЦП потребности в кадрах (на территории СФ и в других регионах) и обязательствами вуза обеспечить качество подготовки этих объемов КЦП и трудоустройство выпускников по полученной специальности Федеральный университет в федеральном округе и ведущие вузы на территории субъектов Федерации Органы исполнительной власти субъектов Федерации Федеральные органы исполнительной власти (10 министерств и ведомств с подведомственными вузами на территории регионов) Сводная заявка на КЦП от вузов на территории СФ, показывающая обеспечение за счёт КЦП потребности в кадрах (всего и каждого вуза в отдельности) и обязательства по обеспечению качества подготовки и трудоустройства выпускников по специальности (всего и каждого вуза в отдельности) Согласованные объёмы КЦП по направлениям и специальностям подготовки, обеспечивающие качество подготовки
22 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета Предложения для Сибирского федерального округа При решении задачи по созданию системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в отраслях экономики и подготовки специалистов в регионах СибФО учитывать межрегиональные связи в рамках округа. Для этого: 1. Создать систему прогнозирования потребностей экономики регионов СибФО в кадрах с подразделениями научного прогнозирования при Сибирском федеральном университете и при ведущих вузах регионов СибФО. 2. Разработать процедуру принятия управленческих решений на уровне округа и субъектов Федерации по порядку формирования прогнозных потребностей экономики в кадрах для определения контрольных цифр приема. 3. Создать публично-информационную среду для информирования работодателей, образовательных учреждений, абитуриентов и их родителей о профессионально-квалификационной структуре кадров, которые будут востребованы в среднесрочном и долгосрочном периоде.
23 Центр бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета 23 Благодарим за внимание! Надеемся на сотрудничество!