Минимальная мозговая дисфункция Педагог –психолог МОУ НОШ 1пос. Эльбан Пороховниченко Н.А.
Врожденная детская нервность
Минимальные мозговые дисфункции- - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы. Симптомы этих легких отклонений проявляются в необычном поведении детей, расстройстве речи, проблемах в обучении.
Формы врожденной детской нервности: вегетопатия (врожденная форма вегетативной дистонии и эмоциональная неустойчивость, возбудимость) и невропатия (доминирование нервности над вегетативными нарушениями, конечно, вегетативные нарушения имеют место, но более всего заметна нервность, несносность ребенка), и тогда речь идет о невропатии.
Двигательная расторможенность (гиперактивность)
Гиперактивность – нарушение в работе центральной нервной системы ребенка, характеризующееся трудностями концентрации и удержания внимания, нарушениями обучения, импульсивностью и чрезмерной активностью. Синоним: синдром дефицита внимания СДВГ.
Актуальность проблемы гиперактивности у детей младшего школьного возраста. Во-первых, дети с гиперактивностью плохо усваивают школьную программу; Во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. Они составляют более 80% криминального контингента. В-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы; В-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом; В-пятых, в каждом классе обычной школы человека - дети с гиперактивностью.
Активный ребенок - Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать. Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов, но и выслушивает ответы. Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение. Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в школе, в гостях у малознакомых людей. Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать "коллеге по парте", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок: Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных детей всевозможные аллергии не редкость. Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин,школа) ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Проявления гиперактивности: -Дефицит внимания; -Импульсивность; -Повышенная двигательная активность; - Расстройство восприятия.
Рекомендации по работе с гиперактивными детьми. Постановка диагноза неврологом, наблюдение у него и медикаментозное лечение.
Работа педагога с гиперактивным ребенком. «Спокойствие, только спокойствие!» Карлсон, который живет на крыше.
Игнорировать истерические реакции. Предупредить класс не обращать внимания на ребёнка в момент истерики. Хвалить позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения. Он требует много льгот для себя. Не стремиться ему угодить. Определить круг доступных притязаний. Не обращать постоянно внимание на его плохое поведение – это ему и надо (подсознательно). Чаще давать понять, что он вправе сам решать и нести ответственность за свои решения и поступки. Занять таким видом деятельности, чтобы он мог и умел своим трудом выделиться среди сверстников, а не поведением, т.к. неутолима жажда признания.
Должны даваться инструкции, содержащие не более 10 слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений, так как ребёнок просто не запомнит их, обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи. Такие дети лживы, способны входить в доверие. Не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. He критиковать личность в целом, а его поступки. Замечания не делать постоянно. За несколько проступков – одно замечание или наказание. Пусть эмоции будут проявляться бурно, но не грубо, в рамках дозволенного.
Усилить систему поощрений и наказаний (наказание неподвижностью). Такое наказание он запомнит. Если ребенок осознал проступок, то с ним беседуют. Беседа должна быть запоминающейся. Не позволять выполнять другое дело, пока не доделает до конца первое. Четко ориентировать в понятиях «хорошо», «плохо», «надо». Работать над адекватной самооценкой, уверенностью в себе.
Работа с родителями 1.Ребёнок ни в коей мере не виноват, что он такой, и что дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения, а в большинстве случаев даже ухудшат ситуацию, с гиперактивным ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно. 2. Почаще хвалить его за успехи и достижения, даже самые незначительные. 3. Правильно давать инструкции. Указания должны быть немногосложными, и содержать не более 10 слов. 4. Не давать ребёнку несколько заданий сразу.
5. В повседневом общении с гиперактивными детьми родители должны избегать резких запретов, начинающихся словами нет и нельзя 6. Ограничить пребывание таких детей в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать в дом сразу много гостей. 7. Соблюдение чёткого режима, распорядка дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. 8. По возможности надо оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
Психологическая коррекция. Дефицит внимания – занятия и упражнения направленные на формирование произвольного внимания. Импульсивность – медитация, упражнения на развитие моторики и зрительно-моторной координации, психогимнастические упражнения, арттерапия, сказкотерапия. Восприятие – особенно зрительное.
Повышенная двигательная активность Занятия спортом, активные игры (по правилам), прогулки на свежем воздухе, походы в лес или парк совместно с родителями и т.д.
Заключение. Терпение, изобретательность, спокойствие педагога и родителей, совместные, слаженные действия по его обучению и воспитанию – вот основа педагогических приемов при работе с детьми с врожденной детской нервностью (т.е. минимальной мозговой дисфункцией) и её следствием - гиперактивностью. Правильное воспитание гарантирует нормальное формирование личности у ребенка с врожденной детской нервностью. Если же его неправильно воспитывают, способствуют развитию в нем эгоцентризма, вспыльчивости, непомерной требовательности, истеричности, капризности, то педагоги и родители столкнуться с тяжелыми переживаниями, связанными с отклоняющимся поведением ребенка, когда он достигнет подросткового возраста. Исследования показывают, что этот синдром не ограничивается детством, часто сохраняются на протяжении отрочества, юности и взрослости.