Кафедра специальной педагогики и психологии Цель: сформировать современные представления о системном подходе к организации и содержанию коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в специально организованном учебно-воспитательном процессе
Образовательные учреждения СКОУ - VIII вида ( для детей с нарушением интеллекта) СКОУ – I вида ( для детей с нарушением слуха) СОШ ДОУ ДОУ IV, V, IX вида ( для детей с нарушением зрения, речи, со сложной структурой дефекта) Реабилитационный центр Дом инвалидов для детей с тяжёлой патологией Дом ребёнка
Категории слушателей КатегорияНаправление Дефектолог и СКОУ VIII вида СКОУ I вида Система коррекционной работы по обучению и воспитанию детей с нарушениями развития. Формирования компенсаторных механизмов у детей с ограниченными нарушениями здоровья. Педагоги Воспитател и Педагоги детского дома Личностное самоопределение воспитанников компенсирующих условиях детского дома. Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей детского дома Педагоги ОУСовременные подходы к коррекционно-педагогической деятельности Педагоги дома инвалидов и реабилитационного центра Социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья Воспитатели ДОУПрофилактика нарушений устной и письменной речи Воспитатели логопедических групп Создание коррекционно-развивающего пространства Учителя-логопедыИнновационные подходы к коррекции нарушения речи Психологическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов образовательных учреждений Коммуникативная компетентность – новый тип содержания образования
Тематика курсовой подготовки «Формирование компенсаторных механизмов в учебной деятельности при интеллектуальных нарушениях»; «Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот в условиях коррекционно- развивающей среды»; «Организация и содержание коррекционно-развивающего сопровождения детей с нарушениями интеллекта»; «Инновационные подходы к коррекции речи»; «Коммуникативная компетентность – новый тип содержания образования»; «Формирование коррекционно-развивающего пространства в воспитании детей с нарушениями речи»; «Особенности ранней диагностики, коррекции и профилактики детей с проблемами развития в дошкольном возрасте»; «Психолого-педагогическое сопровождение социализации детей детского дома»; «Профессиональное выгорание и его профилактика в деятельности педагога»; «Современные подходы к коррекционно-педагогической деятельности»; «Современная модель коррекционно-развивающего урока в ОУ»; «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями развития»; «Социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями»; «Особенности диагностики, профилактики и коррекции в раннем возрасте»; «Коррекционная работа с детьми с двумя и более дефектами»; «Современные психолингвистические технологии формирования речевой деятельности»; «Развитие системы региональной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»; «Современный комплексный подход к профилактике и коррекции нарушений письменной речи»
Количество слушателей 2006 г чел г чел чел г чел.
Процент удовлетворенности курсовой подготовкой Низкий уровень (1-3 балла) Средний уровень (4-6 баллов) Высокий уровень (7-10 баллов) Кол-во анкет Процент2%8%90%
Эффективность реализации программ повышения квалификации 1. Соответствие содержания программ к запросам слушателей: актуальность, нормативность 2. Распространение идеи Программы: кол-во курсов, семинаров 23; охват слушателей 1067 чел. 3. Удовлетворенность КПК, семинарами: содержание; стиль общения с преподавателем; личная вовлеченность слушателей
Практическая реализация программы: внедрение новых технологий в коррекционный процесс – 10 логопедов работают с компьютерными программами; новая форма взаимодействия с семьей воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья - логошкола; организация коррекционной работы с детьми раннего возраста на основе открытия групп кратковременного пребывания; разработка программ по обучению детей со сложной структурой дефекта – открыты классы для детей со сложной структурой дефекта; повышение результативности коррекционного процесса; презентация своего опыта на конкурсах, конференциях, печатных работах методическое сопровождение коррекционного процесса, разработаны методические рекомендации для специалистов коррекционных учреждений – VIII, I, V, IV, VII, VI, IX вида; инновационная деятельность ( 3 - лаборатории, 3 - ОЭП).
Инновационная деятельность «Стимулирование в воспитательной среде детского дома личностного самоопределения воспитанников»; «Модель социально-педагогической поддержки учащихся с особыми образовательными потребностями»; «Система социально-психолого-педагогического сопровождения учеников с глубоким нарушением интеллекта»; «Формирование коммуникативной компетентности и функциональной грамотности детей и подростков с нарушениями речи»; «Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
изменение отношение администрации к проблеме коррекционно-развивающего обучения; заинтересованность в специалистах по работе с детьми с нарушением развития; осознание проблемы «особого» ребенка; повышение интереса к коррекционной работе со стороны учащихся 5. Новое качество в системе образования:
Запрос на образовательные услуги: интегрированное обучение детей с особыми образовательными потребностями; организация коррекционного обучения на дому; подготовка специалистов для работы с семьями, имеющими детей-инвалидов; организация коррекционного обучения с детьми с сочетанным дефектом; компенсирующие технологии разноуровнего обучения; разработка рабочих программ для учителей-логопедов и специалистов СКОУ.