Курс «Лидерство и построение команды в бизнесе» Роль модератора Проф. Т.Ю.Базаров
Модерация – помощь в нахождении решения Объект внимания – содержание деятельности Функции: – Организация процесса принятия решений по модели, приемлемой для всех участников – Повышение креативности предложений – Согласование различных точек зрения – Фиксация групповой и индивидуальной ответственности за результат – Обсуждение плана совместных действий Компетенции: Динамичность мышления, Креативность, Проблемная ориентация (наталкивает вопросами на возможные варианты решений). Цель модератора - нахождение группой взаимоприемлемого решения проблемы, расширение пространства моделей, используемых в решении, поиск оптимального решения
Владимир Соловьев Программа «Поединок» Серьезный, задумчивый, внимательный, неторопящийся, «зануда», педантичный При работе с группой Соловьев обращает внимание на всех, пристально держит взгляд в глаза, использует адресные обращения.
Интеллектуальная (экспертная) компетентность Тип знания О предмете деятельностиО процессах мышления ПрименениеПрактикаПриобретение опыта ПорождениеИсследованиеУправление творчеством Инструментарий / «Чемоданчик» модератора: Оргтест Mapping (метод мета-плана) Тризовские задачи Метод фокальных объектов Диаграммы Исикавы Схемы проблематизации Некоторые характеристики модератора: создание условий для решения творческих задач наталкивание на возможные варианты решения, фокусировка владение схемами проблематизации
Задачи МодератораПринципы, алгоритмы и инструменты Постановка задачи (проблемы) обсуждения согласование повестки дня, темы и задач, ожидаемого результата изложение сути дела (проблемы) привлечение участников к уточнению проблемы (представлению дополнительных фактов) Активизация участников на представление идей и точек зрения формулировка проблемных вопросов фиксация альтернатив привлечение дополнительной информации, имеющей отношение к проблеме использование примеров стимулирование участников на вопросы и комментарии Помощь в порождении и представлении разных точек зрения (обеспечение вариативности) целенаправленное формирование группы (увеличение разнородности участников) использование адекватных методов, например, «Мозгового штурма» введение принципов позиционного анализа введение логик анализа проблем включение всех участников в обсуждение Понимание точек зрения участников, установление сходства или различия в их заявлениях четкая формулировка высказанных идей использование средств визуализации для фиксации и систематизации идей
Техники креативности
Техника модерации
Метод «635»
Метод коллективных записей
Составление ментальных карт
Биосоциация
Мыслительные стулья и мыслительные колпаки
Мыслительные стулья Диснея
Мыслительные колпаки де Боно
Контрольная таблица Осборна
Литература: Матиас Нёльке. Техники креативности. [пер. с нем. М.Э.Рёш]. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, – 144 с.