Подходы к формированию ИКТ-компетенций педагогов Территориальный ресурсный центр информационной и научно-методической поддержки образования Усольского района 27 апреля 2009 год Click to add your text Региональная научно-практическая конференция «Методологические основы формирования компетенций» ШАГНИ В БУДУЩЕЕ
Педагогическая ИКТ-компетенция Определяется как способность педагога решать профессиональные задачи с использованием средств и методов информатики и ИКТ Для учителя это не только общекультурная пользовательская ИКТ-грамота, но и его новые методические компетенции (новые методы обучения с использованием новых видов учебного оборудования и материалов)
Педагогическая ИКТ-компетенция Общепользовательская компетенция (владение аппаратными и программными средствами на пользовательском уровне) Общепедагогическая компетенция (готовность к решению образовательных задач средствами ИКТ) Специфическая (предметная) компетенция (применение специализированных технологий и ресурсов)
Район Этапы формирования ИКТ-компетенций педагога Оснащение ОУ компьютерной техникой Первичное обучение компьютерной грамотности (ОЦО, ФИО, ИПКРО, Intel «Обучение для будущего) Обучение новым информационным технологиям ТРЦТворческаягруппа Школа ТьюторСамообразование Обучение сетевым и Интернет-технологиям Образовательные порталы Дистанционное обучение Сетевые сообщества Телекоммуникационные проекты
ИКТ-насыщенная среда ОУ 1-2 компьютерных класса интерактивные комплексы (с интерактивной доской) мультимедийные учебные кабинеты (с проекционным оборудованием) «электронная учительская» с рабочими местами для учителей, классных руководителей автоматизированный рабочие места администрации и учебно-вспомогательного персонала общешкольная сеть с доступом в Интернет
Общепользовательская ИКТ-компетенция Педагогов, прошедших курсовую подготовку по ИКТ, - 100% Домашние компьютеры имеют 70% учителей
Общепедагогическая ИКТ-компетенция Понимание профессиональных задач, оценка их значимости и т.д. Интерес к профессии, стремление добиться успеха и т.д. Преодоление сомнений, умение мобилизовать свои силы и т.д. ИКТ – это средство совершенствования педагогической техники, профессиональных навыков и расширения методологического инструментария. Профессиональная готовность педагога к использованию средств ИКТ - важнейший фактор формирования педагогической ИКТ-компетенции
Общепедагогическая ИКТ-компетенция Просветительская работа с педагогическими кадрами Просветительская работа с педагогическими кадрами Информирование о новых направлениях и тенденциях образования Информирование о новых направлениях и тенденциях образования Изучение и распространение нового педагогического опыта Изучение и распространение нового педагогического опыта 84% учителей положительно относятся к использованию ИКТ в обучении и признают эффективность их применения
Специфическая (предметная) ИКТ-компетенция Территориальный ресурсный центр Районная творческая группа «Информатизация образовательного процесса» Районные методические объединения учителей- предметников
Специфическая (предметная) ИКТ-компетенция «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» «Современные интерактивные технологии как средство активизации образовательного процесса» «Экспертиза и оценка ЭОР» «Разработка и применение ЦОР» «Применение интерактивной доски на уроке» «М-Тест – инструментальная среда разработчика тестов» Практико-ориентированные семинары
Специфическая (предметная) ИКТ-компетенция «Лучший урок с использованием ИКТ» «Методическая разработка урока с ЭОР» «Электронное портфолио учителя» Районные конкурсы Управление образовательным процессом «1С: ХроноГраф Школа 2.5» Электронный журнал
Владеют ИКТ Применяют ИКТ фрагментарно Применяют ИКТ регулярно Специфическая (предметная) ИКТ-компетенция
Интернет-технологии Электронная почта, ICQ Портал Комитета по образованию Федеральные образовательные порталы Дистанционное обучение Телекоммуникационные мероприятия Профессиональные сетевые сообщества Новые возможности в образовании
Сетевые сообщества учителей Это виртуальное пространство для общения, обмена опытом и распространения передовых идей и методик обучения с целью совершенствования профессиональных компетенций: Информационно- коммуникационная Предметно- методическая Профессионально- педагогическая
Проблемы недостаточное количество современных технических средств низкое качество образовательных ресурсов отсутствие методик обучения с использованием современных информационных технологий отсутствие научно-обоснованной оценки влияния ИКТ на качество образования
Задачи непрерывное повышение ИКТ-компетентности педагога преодоление разрыва между количеством обученных педагогов и числом педагогов, способных компетентно применять ИКТ в обучении, воспитании, методической деятельности формирование специфической (предметной) ИКТ- компетенции учителя с использованием ГИС- технологий, компьютерного моделирования и виртуальных лабораторий оценка и мониторинг ИКТ-компетенций педагогов