Курс Т.Ю.Базарова «Психология управления персоналом» Командообразование
Техническое задание «Рефлексия проектной работы» 1.Что происходило в проекте (что, где, когда)? 2.Какие этапы командообразования вы можете выделить в своей работе? 3.Что происходило на каждом из этапов: –В инструментальной сфере –В межличностной сфере –В организационной сфере 4. Как осуществлялось лидерство в вашей команде? Время: 20 мин.
Критерии команды 1.Общая цель 2.Ценности, нормы, правила 3.Коммуникация (язык, сплоченность) 4.Командный дух 5.Самодостаточность 6.Общность интересов 7.Азарт, кураж, кайф 8.Польза 9.Независимость от внешних обстоятельств 10.Активное взаимодействие с внешней средой 11.Своевременное включение нужного типа лидера 12.Гибкость 13.Ответственность 14.Личная заинтересованность каждого 15.Самопожертвование
Технологии командообразования
Технологии командообразования (Жуков Ю.М.) Комплектование / переукомплектование Знакомство / углубление знакомства Планирование первого шага Позиционирование / перепозиционирование Формирование общего видения Институциализация Исполнение Рефлексия Планирование второго шага
Подходы к формированию команд 1.Целеполагающий (основанный на целях); 2.Межличностный (интерперсональный); 3.Ролевой; 4.Проблемно-ориентированный.
Формирование команды (подход Т.Ю.Базарова)
Этапы командообразования 1.Адаптация 2. Группирование и кооперация 3. Нормирование деятельности 4. Функционирование
Адаптация Цель – взаимное информирование и анализ задачи. Инструментальная сфера: Поиск оптимального способа решения задачи. Результативность низка. Межличностная сфера: Отношения осторожны, образуются диады, ориентировка относительно характера действий друг друга, поиск взаимоприемлемого поведения в группе. Члены группы собираются вместе с чувством настороженности и принужденности, еще не уверены в друг друге.
Критерии успешной адаптации Содержание: насколько все условия задачи поняты; Организация: понятны правила и структура решения; Эмоции: уменьшение настороженности, не осталось человека, который ждет команды, что говорить; свобода в передаче информации; никто не противен (противники).
Роль и задачи руководства 1.Предоставление объективной информации и обеспечение четкой структуры; 2.Разъяснение контекста и цели совместной задачи; 3.Демонстрация профессиональной компетентности; 4.Разрядка атмосферы с помощью юмора и непринужденности; 5.Предоставление желающим возможности дистанцироваться; и уважение начального сопротивления; 6.В случае необходимости предоставление защиты от принижения значимости; 7.Выражение уверенности в компетенции группы; 8.Актуализация и конкретизация трудового соглашения.
Техники работы с группой 1.Модерирование установления контакта между отдельными членами группы; 2.Установление связи активностей участников с темой групповой работы; 3.Озвучивание членами группы ожиданий, опасений, желаний что-то выяснить и в связи с содержанием, и в связи с командной работой; 4.Разрешение участникам самостоятельно управлять своей индивидуальной потребностью с открытости или дистанции; 5.Представление своей личности и стиля работы руководителя; 6.Предоставление группе свободы шутке, мотивации и уверенности.
Группирование и кооперация Цель – создание объединений по симпатиям и интересам. Инструментальная сфера: Противодействие членов групп требованиям, предъявляемым содержанием задачи, вследствие выявления несовпадения личной мотивации индивидов с целями групповой деятельности. Межличностная сфера: Эмоциональный ответ на требования задачи, который приводит к образованию подгрупп. Формирование первых интрагрупповых норм. Возникновение чувства «мы» при объединении подгрупп в общую группу.
Критерии успешного прохождения стадии кооперации: 1.Децентрация (большее обобщение в рамках роли) 2.Нет децентрации у члена группы – реакция группы в виде моббинга. 3.Синхронность («салат Оливье», а не «винегрет»)
Роль и задачи руководства 1.Признание конкуренции, борьбы за лидерство, исходящей от других членов групп; 2.Сохранение спокойствия и демонстрация понимания потребностей и интересов группы; 3.Предоставление возможности личного позиционирования; 4.Обсуждение латентных конфликтов и деструктивных процессов; 5.Регулирование посредством четких договоренностей; 6.Модерирование прояснения взаимоотношений; 7.В случае противостояния пересмотр решений о совместной работе.
Техники работы с группой 1.Налаживание обратной связи; 2.Создание атмосферы гласности и устранение домыслов; 3.Договоренность о правилах; 4.Разрешение латентных конфликтов; 5.Включение подгрупп в общую работу.
Нормирование деятельности Цель – разработка принципов группового взаимодействия. Инструментальная сфера: Отсутствие интергрупповой активности. Замкнутость на групповых целях. Межличностная сфера: Формирование норм внутригрупповой коммуникации.
Критерии успешности прохождения стадии нормирования 1.Переход от формальности к настоящему переживанию. 2.Игра (создание роли, усовершенствование роли)
Роль и задачи руководства 1.Переход от организационного лидерства к экспертному; 2.Обращение внимания на отношения внутри группы; 3.Формирование атмосферы доверия и взаимоподдержки.
Техники работы с группой 1.Содействие становлению доверия; 2.Обеспечение позитивных реакций на поведение членов группы; 3.Оказание содействия неформальным контактам; 4.Столкновение различных подгрупп в случае их возникновения с целью выработки единых правил и норм.
Функционирование Цель – достижение задач групповой работы. Инструментальная сфера: Образование ролевой структуры. Признается разнообразие стилей и подходов к решению задачи. Межличностная сфера: Группа открыта для проявления и разрешения конфликтов.
Критерии успешного прохождения стадии функционирования 1.Чувство общего ритма; 2.Эмоции «по делу».
Роль и задачи руководства 1.Возможно ограничение деятельности руководителя в виде наблюдения за деятельностью команды; 2.Консультативное сопровождение работы; 3.Делегирование заданий; 4.Координация процессов и модерация кооперирования.
Техники работы с группой 1.Работа над конкретным совместным проектом; 2.Командный коучинг; 3.Управление через создание конфликтов; 4.Совместный анализ опыта.
Вежливость Безличность Напряженность Осмотрительность Подспудные конфликты Конфронтация людей Образование клик Затрудненное продвижение Формирование новых форм общения и культуры Формирование новых моделей поведения Обратная связь Конфронтация точек зрения Инициативность Подвижность Открытость Работоспособность Солидарность и отзывчивость АдаптацияФункционирование Группирование и кооперация Нормирование Этапы командообразования