Публичные слушания как форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления Пос. Кабардинка, май 2010
Публичные слушания Новая редакция федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» определяет публичные слушания, как одну из основных и обязательных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления.
ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ (редакции 131 ФЗ) На публичные слушания в обязательном порядке выносятся: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав; проект местного бюджета и отчета о его исполнении; проекты планов и программ развития муниципального образования; вопросы о преобразовании муниципального образования.
ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ (поправки) На публичные слушания в обязательном порядке выносятся: проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав; проект местного бюджета и отчета о его исполнении; проекты планов и программ развития поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; вопросы о преобразовании муниципального образования.
Рамочные требования закона к процедуре публичных слушаний Инициаторами публичных слушаний являются: Население Представительный орган Глава муниципального образования Организация и процедура публичных слушаний закрепляются в Уставе и/или в нормативно-правовом акте муниципального образования Обязательное проведение публичных слушаний при рассмотрении 4 ключевых вопросов Обязательность информирования населения о публичных слушаниях и обеспечение ознакомления с проектами нормативно-правовых актов Обеспечение участия населения Публикация результатов публичных слушаний
Возможности публичных слушаний, как формы участия населения в осуществлении местного самоуправления Возможность выбора оптимального решения из множественности предлагаемых альтернатив Учет интересов, мнений и настроений населения и отдельных социальных групп Прямой диалог органов местного самоуправления с населением муниципального образование Привлечение к выработке решения интеллектуальных и информационных ресурсов местного сообщества Перераспределение ответственности за последствия принятых решений Возможность активизации населения и привлечения его ресурсов в реализацию принятого решения Повышение доверия к местным властям и улучшение социально- психологического климата в местном сообществе Возможность опираться на социальную поддержку в отстаивании интересов муниципального образования во взаимоотношениях с другими уровнями публичной власти
Задачи, стоящие перед разработчиками проекта нормативно-правового акта о публичных слушаниях в муниципальном образовании Публичные слушания должны стать способом выявления различных мнений и генерирования альтернативных предложений по актуальным для города вопросам; Публичные слушания должны быть элементом процедуры принятия решений органами МСУ, а результаты обсуждения должны стать основой в принятии решения; Процедура публичных слушаний должна обеспечивать реальную возможность всем заинтересованным лицам принимать участие в обсуждении, без ограничений по субъективным основаниям; Процедура должна быть прозрачной, понятной и подробной, чтобы минимизировать влияние субъективных факторов; Публичные слушания должны органично вписаться в деятельность органов местного самоуправления и стимулировать активизацию населения в решении вопросов местного значения.
Основные вопросы, требующие проработки при создании концепции нормативно-правового акта Что такое общественные (публичные) слушания? - Понятие Каковы цели и задачи их проведения? Какие вопросы, выносятся на публичные слушания? Кто и как инициирует публичные слушания? Какова процедура назначения публичных слушаний? Как организовывается подготовка публичных слушаний? Как происходит извещение населения о публичных слушаниях? Кто является участниками публичных слушаний? Какова процедура проведения публичных слушаний? Как подготавливается проект решения и какова процедура его принятия? Как учитываются результаты публичных слушаний при принятии решений органами МСУ? Когда и где публикуются материалы публичных слушаний?
Модельное положение – решения по вопросам. Что такое общественные (публичные) слушания? - Понятие Публичные (общественные) слушания – форма реализации прав населения муниципального образования (общественности) на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов муниципального образования и других общественно значимых вопросов. Представитель общественности – физическое или юридическое лицо, а также их ассоциации, организации, группы или иные объединения, за исключением тех, кто принимает решение по данному вопросу в силу служебных обязанностей, представляет органы местного самоуправления и государственной власти или участвует в их деятельности на основании возмездного договора. Эксперт публичных (общественных) слушаний – лицо, представившее в письменном виде рекомендации по вопросам публичных (общественных) слушаний и принимающие участие в прениях для их аргументации.
Каковы цели и задачи проведения публичных слушаний? Статья 2. Цели проведения публичных (общественных) слушаний. Публичные (общественные) слушания проводятся в целях: 1. информирования общественности и органов местного самоуправления о фактах и существующих мнениях по обсуждаемой проблеме; 2. выявления общественного мнения по теме и вопросам, выносимым на публичные (общественные) слушания; 3. осуществления связи / диалога органов местного самоуправления с общественностью муниципального образования; 4. подготовки предложений и рекомендаций по обсуждаемой проблеме; 5. оказания влияния общественности на принятие решений органами местного самоуправления.
Какие вопросы, выносятся на публичные слушания? Статья 3. Вопросы, выносимые на публичные (общественные) слушания. 1. Публичные (общественные) слушания проводятся по вопросам местного значения и их решения носят рекомендательный характер для органов местного самоуправления. 2. На публичные (общественные) слушания в обязательном порядке выносятся: 2.1. проект Устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений в Устав; 2.2. проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 2.3. проекты планов и программ развития муниципального образования; 2.4. вопросы о преобразовании муниципального образования.
Кто и как инициирует публичные слушания? Статья 4. Инициаторы публичных (общественных) слушаний 1. Инициаторами публичных (общественных) слушаний могут являться: население города, представительный орган и глава муниципального образования. 2. Инициатива населения по проведению публичных (общественных) слушаний может исходить от: 2.1. инициативной группы жителей города численностью не менее 50 человек организаций: не менее трех организаций или одной организации с количеством членов не менее 100 человек Организации, являющиеся юридическими лицами, подают представление в представительный орган муниципального образования о своей инициативе по проведению публичных (общественных) слушаний на бланках организаций, скрепленных печатью и подписью руководителя организации Организации, не являющиеся юридическими лицами, подают представление в представительный орган муниципального образования о своей инициативе по проведению публичных (общественных) слушаний, оформленное как решение руководящего органа (выписка из протокола) данной организации, с подписью ее руководителя.
Какова процедура назначения публичных слушаний? Статья 5. Назначение публичных (общественных) слушаний 1. Публичные (общественные) слушания по инициативе населения и представительного органа муниципального образования назначаются решением представительного органа муниципального образования. 2. Глава муниципального образования может назначить публичные (общественные) слушания по вопросам, отнесенным Уставом муниципального образования к компетенции главы муниципального образования, собственным решением или внести инициативу о проведении таких слушаний в представительный орган муниципального образования. 3. В решении о назначении публичных (общественных) слушаний указывается: 3.1. тема публичных (общественных) слушаний; 3.2. дата проведения публичных (общественных) слушаний - не позднее 2-х месяцев со дня принятия решения о назначении; 3.3. состав Оргкомитета. В состав Оргкомитета на паритетных началах должны быть включены: должностные лица органов местного самоуправления (депутаты представительного органа муниципального образования, специалисты администрации города) и представители общественности, интересы которой затрагиваются при принятии данного решения.
Какова процедура назначения публичных слушаний? Статья 6. Процедура назначения публичных (общественных) слушаний представительным органом муниципального образования. 1. Для принятия решения о назначении публичных (общественных) слушаний его инициаторы направляют в представительный орган муниципального образования: 1.2. представление с указанием темы предполагаемых публичных (общественных) слушаний и обоснованием ее общественной значимости; 1.3. список предлагаемого инициаторами состава Оргкомитета 1.4. при инициативе жителей города - список инициативной группы (образец - приложение 1). 2. Вопрос о назначении публичных (общественных) слушаний рассматривается представительным органом муниципального образования на очередном ее заседании в соответствии с регламентом городской Думы. 3. Решение о назначении публичных (общественных) слушаний принимается на заседании представительного органа муниципального образования большинством голосов от числа участников заседания При отклонении инициативы о проведении публичных (общественных) слушаний, ее инициаторы могут повторно внести предложение о назначении публичных (общественных) слушаний по данной теме с приложением более 500 подписей жителей муниципального образования (подписные листы – приложение 2) Если в поддержку назначения публичных (общественных) слушаний высказалось более 500 жителей муниципального образования, публичные (общественные) слушания по указанной теме назначаются представительным органом муниципального образования в обязательном порядке. 4. Публичные (общественные) слушания по вопросам указанным в п.2 ст.3 инициируются и назначаются представительным органом муниципального образования. Сроки назначения данных слушаний определяются требованиями настоящего Положения в соответствии с регламентом и планом работы представительного органа муниципального образования.
Как организовывается подготовка публичных слушаний? Статья 7. Организация подготовки к публичным (общественным) слушаниям 1. На основании решения представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования руководитель Администрации муниципального образования в 3-х-дневный срок назначает ответственное структурное подразделение администрации по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний. Ответственное структурное подразделение организует проведение первого заседания Оргкомитета (не позднее 5 дней после своего назначения) и в дальнейшем осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Оргкомитета. 2. На первом заседании члены Оргкомитета избирают из числа инициаторов данных публичных (общественных) слушаний председателя Оргкомитета, который организует его работу.
Как организовывается подготовка публичных слушаний? 3. Оргкомитет: 3.1. определяет перечень конкретных вопросов, выносимых на обсуждение по теме публичных (общественных) слушаний не позднее 40 дней до назначенной даты проведения, обеспечивает публикацию темы и перечня вопросов публичных (общественных) слушаний в средствах массовой информации и на официальных сайтах органов местного самоуправления. При рассмотрении на публичных (общественных) слушаниях проекта нормативного правового акта, его полный текст также публикуется для ознакомления населения определяет перечень должностных лиц, специалистов, организаций и других представителей общественности, приглашаемых к участию в публичных (общественных) слушаниях в качестве экспертов и направляет им официальные обращения с просьбой дать свои рекомендации и предложения по вопросам, выносимым на обсуждение содействует участникам публичных (общественных) слушаний в получении информации, необходимой им для подготовки рекомендаций по вопросам публичных (общественных) слушаний и в представлении информации на публичные (общественные) слушания организует подготовку проекта итогового документа (образец – приложение 3), состоящего из рекомендаций и предложений по каждому из вопросов, выносимых на публичные (общественные) слушания. В проект итогового документа включаются все поступившие в письменной форме рекомендации и предложения после проведения их редакционной подготовки по согласованию с авторами. В проект итогового документа по каждому из вопросов, выносимому на публичные (общественные) слушания, должно входить не менее 2 рекомендаций от представителей общественности.
Как организовывается подготовка публичных слушаний? 3.6. составляет список экспертов публичных (общественных) слушаний и направляет им приглашения. В состав экспертов в обязательном порядке включаются все лица, подготовившие рекомендации и предложения для проекта итогового документа назначает ведущего и секретаря публичных (общественных) слушаний для ведения публичных (общественных) слушаний и составления протокола оповещает население города и средства массовой информации об инициаторах, дате, месте проведения, теме и вопросах выносимых на обсуждение не позднее 7 дней до даты проведения определяет место и время проведения публичных (общественных) слушаний с учетом количества экспертов и возможности свободного доступа для жителей города, представителей органов местного самоуправления и других заинтересованных лиц регистрирует участников публичных (общественных) слушаний и обеспечивает их проектом итогового документа. 4. Оргкомитет составляет план работы, распределяет обязанности своих членов и составляет перечень задач по подготовке и проведению публичных (общественных) слушаний для выполнения ответственным структурным подразделением администрации и предоставляет его руководителю соответствующего подразделения для принятия решения. 5. Оргкомитет вправе создавать рабочие группы для решения конкретных организационных и содержательных задач и привлекать к своей деятельности других лиц. 6. Оргкомитет подотчетен в своей деятельности городской Думе.
Как происходит извещение населения о публичных слушаниях? Статья 8. Извещение населения о публичных (общественных) слушаниях 1. Население города извещается Оргкомитетом через СМИ о проводимых публичных (общественных) слушаниях не позднее 7 дней до даты проведения. 2. Публикуемая информация должна содержать: тему и вопросы публичных (общественных) слушаний в соответствии со ст. 6. пункт 3.1., информацию о инициаторе их проведения, указание времени и месте собрания, контактную информацию Оргкомитета, а также указание на издания, адреса официальных сайтов органов местного самоуправления и другие источники, где размещена полная информация о подготовке и проведении публичных (общественных) слушаний. 3. Информация о публичных (общественных) слушаниях, их подготовке и проведении размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления и публикуется в средствах массовой информации. 4. Оргкомитет может использовать и другие формы информирования населения о проводимых публичных (общественных) слушаниях.
Кто является участниками публичных слушаний? Статья 9. Участники публичных (общественных) слушаний 1. Участниками публичных (общественных) слушаний, получающими право на выступление для аргументации своих предложений, являются эксперты, которые внесли в Оргкомитет в письменной форме свои рекомендации по вопросам публичных (общественных) слушаний не позднее 5 дней до даты проведения публичных (общественных) слушаний. 2. Участниками публичных (общественных) слушаний без права выступления могут быть все заинтересованные жители муниципального образования, представители органов местного самоуправления, средств массовой информации и другие лица.
Какова процедура проведения публичных слушаний? Статья 10. Процедура проведения публичных (общественных) слушаний 1. Перед началом проведения публичных (общественных) слушаний Оргкомитет организует регистрацию его участников с выдачей проекта итогового документа. 2. Ведущий публичных (общественных) слушаний открывает собрание и оглашает тему публичных (общественных) слушаний, инициаторов его проведения, предложения Оргкомитета по времени выступления участников заседания, представляет себя и секретаря заседания. 3. Время выступления экспертов определяется голосованием участников публичных (общественных) слушаний, исходя из количества выступающих и времени отведенного для проведения заседания, но не может быть менее 3 минут на одно выступление. 4. Для организации прений ведущий объявляет вопрос по которому проводится обсуждение и предоставляет слово экспертам в порядке размещения их предложений в проекте итогового документа для аргументации их позиции. 5. По окончанию выступления эксперта (или по истечении предоставленного времени), ведущий дает возможность участникам собрания задать уточняющие вопросы по позиции и/или аргументам эксперта и дополнительное время для ответов на вопросы. Время ответов на вопросы не может превышать времени основного выступления эксперта.
Какова процедура проведения публичных слушаний? 6. Эксперты вправе снять свои рекомендации и /или присоединиться к предложениям, выдвинутым другими экспертами публичных (общественных) слушаний. Решения экспертов об изменении их позиции по рассматриваемому вопросу отражается в протоколе и итоговом документе. 7. После окончания выступлений экспертов по каждому вопросу повестки публичных (общественных) слушаний ведущий обращается к экспертам с вопросом о возможном изменении их позиции по итогам проведенного обсуждения. 8. После окончания прений по всем вопросам повестки публичных (общественных) слушаний ведущий предоставляет слово секретарю для уточнения рекомендаций, оставшихся в итоговом документе после рассмотрения всех вопросов заседания. Ведущий уточняет: не произошло ли дополнительное изменение позиций участников перед окончательным принятием итогового документа. 9. В итоговый документ публичных (общественных) слушаний входят все неотозванные их авторами рекомендации и предложения. Итоговый документ считается принятым после реализации всеми желающими экспертами своего права на отзыв своих предложений и рекомендаций из проекта итогового документа. Все изменения позиций экспертов отражаются в протоколе (публичных) общественных слушаний. 10. После принятия итогового документа ведущий напоминает участникам публичных (общественных) слушаний о возможности внесения в Оргкомитет в письменной форме дополнительных предложений и/или снятии своих рекомендаций из итогового документа в течение последующих 7 дней и закрывает публичные (общественные) слушания.
Как подготавливается проект решения и какова процедура его принятия? Проект итогового документа готовится оргкомитетом, путем включения в него всех поступивших письменных предложений по вопросам повестки публичных слушаний. Допускается только редакционная правка и объединение предложений (по согласованию с авторами). Принятие итогового документа осуществляется путем снятия авторами (по итогам обсуждения) своих предложений. Все не снятые предложения входят в итоговый документ как решение публичных слушаний В течение 7 дней после окончания публичных (общественных) слушаний Оргкомитет организует принятие дополнительных предложений и регистрирует заявления о снятии своих рекомендаций экспертами публичных (общественных) слушаний и подготавливает итоговой документ к публикации. Все поступившие документы и изменения в итоговом документе регистрируются в протоколе Оргкомитета который публикуется на официальных сайтах органов местного самоуправления, и предъявляется для ознакомления любым заинтересованным лицам. 2. Все дополнительно поступившие предложения и материалы оформляются в качестве приложений к итоговому документу публичных (общественных) слушаний и передаются вместе с ним в представительный орган, главе муниципального образования и руководителю администрации города для принятия решения и последующего хранения.
Как учитываются результаты публичных слушаний при принятии решений органами МСУ? 4. Руководитель администрации города не позднее 14 дней направляет в представительный орган или главе муниципального образования заключение администрации по каждому вопросу итогового документа с соответствующим обоснованием. 5. В течение 10-дней с момента получения заключения администрации города на итоговый документ публичных (общественных) слушаний, вопрос о рассмотрении результатов публичных (общественных) слушаний выносится на рассмотрение комиссии представительного органа, в ведении которой находятся рассматриваемые вопросы, и включается в повестку дня очередного заседания представительного органа. 6. Отчет о работе Оргкомитета и материалы публичных слушаний на заседаниях комиссии и представительного органа представляет Председатель Оргкомитета. 7. Рассмотрение рекомендаций публичных (общественных) слушаний проводится представительным органом по каждому вопросу публичных (общественных) слушаний, по которому есть рекомендации в итоговом документе. Представительный орган принимает решение по существу каждого из рассматриваемых вопросов. 8. После принятия представительным органом решений по результатам публичных (общественных) слушаний оргкомитет прекращает свою деятельность.
Когда и где публикуются материалы публичных слушаний? 3. Оргкомитет обеспечивает публикацию итогового документа публичных (общественных) слушаний без приложений в СМИ и на официальных сайтах органов местного самоуправления с приложениями. 9. Решение представительного органа по итогам рассмотрения результатов публичных (общественных) слушаний подлежит обязательному опубликованию.
Решены ли разработчиками проекта поставленные задачи? Публичные слушания должны стать способом выявления различных мнений и генерирования альтернативных предложений по актуальным для города вопросам; Публичные слушания должны быть элементом процедуры принятия решений органами МСУ, а результаты обсуждения должны стать основой в принятии решения; Процедура публичных слушаний должна обеспечивать реальную возможность всем заинтересованным лицам принимать участие в обсуждении, без ограничений по субъективным основаниям; Процедура должна быть прозрачной, понятной и подробной, чтобы минимизировать влияние субъективных факторов; Публичные слушания должны органично вписаться в деятельность органов местного самоуправления и стимулировать активизацию населения в решении вопросов местного значения.