Решение творческой задачи
Все, что ты только можешь предположить, достижимо и реально. Пабло Пикассо Нам нужны люди, которые способны мечтать о вещах, которые никогда не существовали. Джон Кеннеди
Креативность – латинский термин, который переводится как «творчество» или «сотворение из ничего». Этот термин появился в 60-х годах XX века в англо-американской психологии для обозначения способности, отражающей свойство индивида создавать новые понятия и формировать новые навыки. На Западе креативностью обозначают технологический элемент творчества. В современной отечественной психологии креативность рассматривается как "способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности", а также как "творческость", творческие возможности человека. Что такое креативность?
Чем различаются творчество и креативность?
Креативность и творчество? Творческий процессКреативный процесс Основывается на вдохновении Содержит прагматический элемент ПроцессРезультат Не привязан ко времениИмеет ограничения по срокам Не поддается контролю и прогнозу Технологичен
Пространство креативности Развитие творческого потенциала личности Креативные техники Формирование творческой атмосферы
ЭТАПЫ ИЗМЕНЕНИЙ (по К.Левину) Размораживание – ситуация тревожности, неопределенности, готовности к переменам. Изменение – идентификация работников с заданной стратегией, перевод нововведения в плоскость личных интересов. Замораживание – испытание и институционализация новых образцов, созданных в ходе изменений.
Идеалистический Реалистичный ТворческийКонсервативный Творческий реализм Консервативный реализм Творческий идеализм Консервативный идеализм «Квадраты» новых идей
1. Подготовка. Формулировка задачи и начальные попытки ее решения; 2. Инкубация. Отвлечение от задачи и переключение на другой предмет; 3. Просветление. Интуитивное проникновение в суть задачи; 4. Проверка. Испытание и/или реализация решения. Фазы творческого процесса (Грэхем Уоллес)
Методы повышения креативности команды Методы психологической активации Методы систематизированного поиска
Мозговой штурм Обратная мозговая атака Теневая мозговая атака Корабельный совет Лист свойств Brain-writing Лист Осборна Перспектива роли Методы психологической активизации
Метод фокальных объектов Метод гирлянд ассоциаций и метафор Аналогии. Синектика Оператор РВС Конференция идей Mind Mapping Метод маленьких человечков Метод гирлянд ассоциаций и метафор Методы психологической активизации
Списки контрольных вопросов Морфологический анализ Метод шести шляп Диверсионный анализ Функциональный анализ Методы систематизированного поиска
Функциональный метод проектирования Мэтчетта Метод фокальных объектов Метод гирлянд ассоциаций и метафор Метод многократного последовательного классифицирования Методы систематизированного поиска
1. Никакая идея не является чересчур нелепой. 2. Никакая идея не критикуется. 3. Каждая высказанная идея принадлежит коллективу. 4. Группа старается породить как можно больше идей. Правила Мозгового Штурма
Этапы Мозгового Штурма 1. Этап подготовки проблемы к штурму. 2. Этап генерации идей. 3. Этап экспертизы идей.
Метафора Греческое слово "метафора" происходит от слова "амфора" - сосуд для перенесения чего-то Метафора - скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому
Свойства метафоры Отражает целостный опыт (настроение, чувства, впечатления) Передает смысл и контекст Многозначна Воздействует на сознательном и бессознательном уровнях Расширяет видение, изменяет перспективу рассмотрения Задействует интуицию Облегчает восприятие и усвоение Не привязана к языку, межкультурна
Групповой уровень Социальная лень Конформность Установка заниженных норм (поляризация к среднему) Индивидуальный уровень Стремление к определенности Боязнь оценки другими Отсутствие доверия к самому себе Угрозы креативности команд
Характеристики креативной среды Неопределенность Проблемность Принятие Безоценочность
Усиление креативности команды 1. Подготовленные инструкторы 2. Высокий уровень отсчета 3. Фиксация информации 4. «Активная пауза», чередование индивидуальной и командной фиксации идей 5. Метод номинальной группы (и его модификации: ротация, анонимность, дельфийский метод)
= письменный вариант мозгового штурма, который работает на обоюдное стимулирование креативности участников, обеспечивает участие всех и отсутствие поспешных оценок. Meтод «6-3-5» (Brainwriting)
Принцип Количество рождает качество Генерирование идей Все участвуют и вносят одинаковый вклад
Организация 1. У каждого участника 5 минут, чтобы записать на лист бумаги 3 идеи 2. После этого каждый участник передает свой формуляр соседу слева 3. Каждый читает идеи соседа и предлагает свои новые идеи 4. После этого участник снова передает свой формуляр соседу слева 5. Процесс продолжается до тех пор, пока формуляр не будет заполнен
Преимущества и недостатки За Много идей Обоюдное стимулирование Участвуют все Отсутствие поспешных оценок Против Эффективно лишь при относительно легких проблемах Отсутствие спонтанности
Авторы - предложен Кунце, усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом. Основная идея - сознательное использование методом ассоциаций информационные ресурсы образного мышления для решения творческих задач. Цель - перенос признаков случайно выбранных объектов на фокальный объект (в «фокусе» внимания). При переносе «чужих» признаков на совершенствуемый объект получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть инерцию мышления и по-новому взглянуть на задачу. Метод Фокальных Объектов
МФО. Сфера использования Творческий поиск инновационных идей в любой области; Принятие решений в нестандартных, либо конфликтных ситуациях.
МФО. Порядок применения 1. Выбор фокального объекта; 2. Выбор случайных объектов - одного или нескольких, обладающий наибольшим количеством свойств, характеристик; 3. Словесное описание существенных признаков случайных объектов (с учетом лингвистических особенностей языка);
4. Составление словесных сочетаний путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов; 5. Генерирование гипотез на основе свободного ассоциативного формирования семантических полей; 6. Развитие и выявление инновационного потенциала выдвинутых гипотез 7. Экспертная оценка, отбор гипотез и стратегий их реализации.
МФО. Процесс 1. Определите проблему и убедитесь в том, что все участники одинаково понимают данную проблему 2. Выберите вслепую любые 3 слова из толкового словаря 3. Начертите таблицу из трех колонок, каждую озаглавьте одним из выбранных случайных слов 4. Выберите первое слово и прочитайте его толкование 5. Организуйте «мозговой штурм» для поиска идей, ассоциирующихся с выбранным словом 6. Повторите ту же процедуру со следующими словами 7. Комбинируйте полученные ассоциации с предметом, обозначенным в исходной проблеме 8. После третьего мозгового штурма – комбинируйте полученные варианты идей. Выберите наилучшие.
МФО. Пример 1. Задача – предложить новый вид кофеварки. 2. Три случайных слова из словаря: «апельсин», «колесо», «зонтик» 3. Подготовка таблицы 4. Первое слово: «апельсин» (определение) - фрукт, оранжевого цвета, шарообразной формы, относящийся к семейству цитрусовых, используемый для производства соков и т.д. 5. Ассоциации со словом «апельсин»: рыжий, круглый, душистый, витамин «С», больной, сок, коктейль «Отвертка», кожура, кислый, сочный, и т.д. 6. Рыжая кофеварка, кофеварка круглой формы, кофеварка с запахом, кофеварка с пакетиком витамина «С» внутри, кофеварка, позволяющая делать коктейль из кофе с чем-либо и т.д. 7. После МШ на ассоциации со словом «колесо» и «зонтик» могут получиться следующие варианты кофеварки: «Кофеварка для туристов: круглой формы, складная, с крышкой в виде колеса, герметичной и пакетиком витамина «С», засыпающимся при каждом приготовлении кофе или кофейного напитка» и т.д. Апельсин: … Колесо: … Зонтик: …
Метод можно использовать как в группе, так и в одиночку. Суть метода Увеличение количества оригинальных и разнообразных идей, а также рассмотрение специфических аспектов проблемы с помощью генерации решений с точек зрения различных персонажей (рассмотрение идей с различных точек зрения). План действий 1. Четко формулируется проблема и представляется в форме, наиболее удобной для участников. Даются ответы на любые вопросы, разъяснения. 2. Выбираются разнообразные роли (по количеству человек в группе), и назначают по человеку на каждую роль. Один человек может играть больше, чем одну роль. Роли могут быть реалистические или причудливые, это зависит от группы и ее готовности экспериментировать и от типа проблемы, которую Вы решаете. 3. Каждый человек генерирует новые идеи исходя из своей роли. Полученные идеи фиксируются идеи на флип-чарте. Необходимо поощрять членов группы быть полностью вовлеченным в их роли. Перспектива роли
Виды ролей Реалистиче ские ТипичныеИзвестныеЖивотные Наблюдатель Стейк-холдер Адвокат Главный администратор Родитель детей Клиенты Бухгалтер Король Клоун Критик Всезнайка Волшебник Художник Ведьма Исследователь Леонардо да Винчи МадоннаЛинкольнЭйнштейн Мэри Кей Путин В.В. Насекомое Лягушка Слон Летучая мышь ДельфинДинозаврБабочкаЗмея
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!