ДАВЫДОВ Г.Е. Президент Национальной ассоциации транспортников
Проблема: Транспортная инфраструктура должна развиваться опережающими темпами. Транспортную инфраструктуру необходимо поддерживать в исправном и безопасном состоянии В настоящее время значительная часть транспортной инфраструктуры не рассматривается как сфера предпринимательства, как сфера производства и оборота услуг по использованию инфраструктуры, как сфера частных инвестиций В настоящее время значительная часть транспортной инфраструктуры развивается через программы развития федерального и регионального уровня или через привязку к развитию промышленных объектов Правовые, тарифные и организационные условия инвестирования и эксплуатации транспортной инфраструктуры, оборота её активов и услуг, участия государства в процессах её развития не урегулированы
Содержательные задачи: Определение состава услуг по использованию транспортной инфраструктуры Определение технологии выполнения работ, необходимых для оказания услуг по использованию инфраструктуры Классификация рынков и условий оборота услуг по использованию транспортной инфраструктуры (сегментация, формализация признаков рынка естественной монополии, определение условия демонополизации рынков и т.п.) Определение принципов и методов тарификации услуг по использованию инфраструктуры Определение методов обеспечения доступа на рынки услуг по использованию инфраструктуры для целей осуществления предпринимательской деятельности
Отражение положений, посвященных развитию услуг по использованию транспортной инфраструктуры, в актах законодательства Нормативные правовые акты Гражданский кодекс Российской Федерации (новая глава – «Использование транспортной инфраструктуры») Отраслевые федеральные законы и правила. Законодательные акты субъектов РФ Закон 147-ФЗ «О естественных монополиях». Закон 135-ФЗ «О защите конкуренции» и соответствующие правила, методики Предмет договора об использовании транспортной инфраструктуры Система отношений между владельцами транспортной инфраструктуры и государством (в т.ч., регионами РФ) Признаки услуг по использованию транспортной инфраструктуры, оборот которых происходит в условиях естественной монополии Существенные условия договора об использовании транспортной инфраструктуры Система отношений между владельцами сопряженных транспортных инфраструктур Состав лиц, имеющих право доступа на рынки оказания услуг по использованию транспортной инфраструктуры для целей предпринимательской деятельности Система отношений между владельцами транспортных инфраструктур и пользователями услуг инфраструктуры Правила доступа к услугам по использованию транспортной инфраструктуры и на рынки по оказанию этих услуг для целей предпринимательской деятельности Состав лиц, имеющих право доступа к услугам по использованию транспортной инфраструктуры в качестве пользователей Состав услуг по использованию транспортной инфраструктуры, оказываемых на условиях публичного договора Правила технологического взаимодействия между владельцами транспортных инфраструктур, а также между ними и пользователями Правила ведения раздельного учета затрат и доходов во видам деятельности, связанным с использованием транспортной инфраструктуры
Отделение инфраструктуры ЖДТ от грузовых перевозок В целом на железнодорожном транспорте РФ - установлено действующим законодательством Ст.ст. 2, 11, 20, 21, 25, 29, 30, 33, 35, 39, 41, 42, 50 – 54, 55 – 67, 94 – 97, 100 – 102, ФЗ-18 Порядок лицензирован ия перевозок грузов ЖДТ общего пользования Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры ЖДТ общего пользования (постановление Пр.РФ 703 от ); В имущественном комплексе ОАО «РЖД» Может проводиться или не проводиться Ст.ст. 2, 5, 8, 12, 14, 17, 18, 20 – 23, ФЗ-17 Правила недискриминационного доступа к инфраструктуре ЖДТ общего пользования (постановление Пр.РФ 710 от )
Самостоятельный оборот на рынке услуг локомотивной тяги (ст. 12 ФЗ-17) Разновидности услуг локомотивной тяги Выполнение отдельных начально- конечных операций, Подача и уборка вагонов Работа локомотивов во главе передаточных, вывозных поездов, а также при транспортировке Работа магистральных локомотивов во главе собственных поездных формирований Работа магистральных локомотивов во главе сквозных, сборных, участковых поездов, состоящих из вагонов различной принадлежности Реально применяется, допускается законодательством Допускается законодательством, Требует изучения
Выбор модели конкуренции перевозчиков Разновидности локализации деятельности по перевозкам грузов Сегменты по номенклатурным группам грузов Сегменты по видам вагонов, контейнеров Сегменты по полигонам (направлениям, участкам) сети железных дорог Близко к работе операторов собственных поездных формирований Требует изучения Близко к работе «эксклавных» и тупиковых железных дорог и частных инфраструктур ЖДТ общего пользования Требует изучения
Формирование рынка оперирования грузовыми вагонами при создании Второй грузовой компании ОАО «РЖД» Установление регулируемых тарифов в диапазонах значений Закрепление обязательств ДЗО ОАО «РЖД» по предоставлению вагонов перевозчику для выполнения заявок, поданных «в вагонах перевозчика» Закрепление обязательств бюджетной системы по компенсации убытков перевозчика, возникающих в случаях привлечения для перевозок грузов, оплачиваемых за счет бюджетной системы, вагонов иных собственников по ставкам вагонной составляющей ниже, чем уровень регулируемого тарифа Формирование «торговой площадки» по предложению вагонов различной принадлежности и заявок на предоставление вагонов
Первоочередные задачи реформирования тарифной системы Установление регулируемых тарифов в диапазонах значений Совершенствование перечня услуг, реализуемых по регулируемым тарифам. Установление критериев отнесения услуг к регулируемым Обоснование и установление регулируемых тарифов на услуги по использованию инфраструктуры ЖДТ общего пользования Установление порядка и методики определения тарифов на услуги, оказываемые на ЖД путях необщего пользования