Урок 35. Придаточные предложения образа действия и степени. Цель урока: Формирование умений отличать указанные виды придаточных от других, познакомить с понятием многозначность придаточных предложений, совершенствовать пунктуационные навыки.
Разминка: Определите вид придаточных предложений и средства их связи с главным. 1. И, наконец, наступает время, каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой. (К.Паустовский) 2. По синим волнам океана, звезды блеснут в небесах, корабль одинокий несется, несется на всех парусах. (М.Лермонтов) 3. Я вышел в путь, занялась заря. (Н.Некрасов) 4. Левин подъезжал к лугу, ему открывались шедшие друг за другом затянутой вереницей и различно махавшие косами косцы. (Л.Толстой) 5. Не дождавшись, кончится беседа, я вернулся на квартиру, в избу Спирьки, один. (Д.Мамин-Сибиряк) когда лишь чуть По мере того как когда союз
Сравните результаты: В первом предложении – придаточное определительное; Второе и третье предложения выражают отношения разновременности; 4-ое предложение – отношения одновременности. В последнем –придаточное изъяснительное.
Вопросы для фронтального опроса(повторение изученного) Чем отличается сложное предложение от простого? Назовите известные вам виды сложных предложений и приведите примеры. Чем отличаются сложносочиненные предложения от сложноподчиненных?
Выводы: В сложном предложении две и более грамматические основы; в простом – одна. Сложные предложения с союзной связью с бессоюзной связью сочинительные подчинительные В сложносочиненном предложении соединены равные по значению части предложения; в сложноподчиненном – главная часть и придаточная часть.