«Развитие государственно-частного партнерства в России. Региональный законодательный аспект. Ограничения и перспектива» 03 июня 2011 г. Депутат Х.М.Салихов, Председатель Подкомитета по развитию ГЧП Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству
Федеральный закон от No. 115-ФЗ О концессионных соглашениях; Федеральный закон от No. 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации; Федеральный закон от No. 82-ФЗ О банке развития; Федеральные законы о госкорпорациях («Роснанотех», «Олимпстрой», «Ростехнологии», «Российская венчурная компания», «Фонда реформирования ЖКХ», «Росавтодор»); Постановление Правительства РФ от No. 694Об инвестиционном фонде РФ Основы законодательства РФ по ГЧП
контракт охватывает все три этапа жизни объекта – проектирование, строительство, эксплуатацию; частный партнер по КЖЦ самостоятельно принимает все проектные и технические решения, необходимые для выполнения проекта, и несет все технические риски и риски проектных решений; государственный партнер осуществляет платежи по проекту только с момента начала эксплуатации объекта; оплата по проекту представляет собой ежегодную (или ежеквартальную) «плату за сервис» и зависит только от выполнения функциональных требований по контракту; КЖЦ не включает в себя вопросы оперирования, то есть сбора платы за пользование инфраструктурным объектом. Платежи за сервис, которые осуществляет государство, привязаны только к качеству объекта; права собственности на объект инфраструктуры могут возникать как у публичной, так и у частной стороны – в зависимости от специфики конкретного проекта; платежи за сервис от государственного партнера должны быть гарантированы на весь период контракта. Контракты жизненного цикла
отсутствие Государственной концепции развития ГЧП, а также стратегия поэтапного введения и использования моделей ГЧП; несовершенство законодательства, регламентирующего отдельные виды ГЧП; отсутствие понимания концепции сбалансированного распределения рисков; не урегулирована проблема возможности залога банковских счетов; не развит институт независимой оценки и независимого инженера; критерии отбора конкурсных заявок; обязательное использование типовых соглашений; Земельный кодекс не согласуется с законом «О концессионных соглашениях». отсутствие гарантированного долгосрочного тарифообразования в секторе ЖКХ; Основные препятствия в развитии ГЧП
Практика бюджетного планирования РЕШЕНИЕ: Ввести в практику бюджетного планирования региона (муниципалитета) оценку расходов на проекты ГЧП и установление предельных уровней этих расходов на сроки от 3-х и более лет. ПРОБЛЕМА: Региональный орган власти, как правило, обязуется совершать выплаты по концессионным соглашениям в течение длительного срока, превышающего плановый бюджетный период (более 3-х лет); Общая сумма капиталовложений не отражается в бюджете, т.к. первоначальные вложения совершает инвестор, а обязательства государства будут отражаться в бюджетах будущих периодов.
6
2014 Повышение энергоэффективности Бюджетные организации Потребление энергии на 15 % Бюджет РФ 4-5% Потребление энергии норма фактически
Повышение энергоэффективности Значительность + неэффективность бюджетных расходов +рост цен на энергоресурсы Необходимость повышения энергоэффективности Необходимость реконструкции бюджетных и социальных объектов Энергосервис Необходимо совершенствование нормативной правовой базы (внести изменения в 38 актов, принять 7, в частности несколько ключевых) Финансовая и институциональная поддержка по развитию рынка. Создание целевых, финансовых механизмов (муниципальные, федеральные гарантии)
Политическая воля, поддержка со стороны государства; Политическая воля, поддержка со стороны государства; Наличие законодательной базы, внятного пакета нормативно-правовой документации по реализации проекта ГЧП.; Наличие законодательной базы, внятного пакета нормативно-правовой документации по реализации проекта ГЧП.; Повышение качественной и своевременной проработки проектов, детальный регламент по каждому проекту на проведение конкурса по выбору профессионального и кредитоспособного частного оператора; Повышение качественной и своевременной проработки проектов, детальный регламент по каждому проекту на проведение конкурса по выбору профессионального и кредитоспособного частного оператора; На региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, инструментов гарантий и страхования, совершенствование регионального законодательства и его «стыковка» с федеральным; На региональном уровне требуется развитие контрактных моделей, инструментов гарантий и страхования, совершенствование регионального законодательства и его «стыковка» с федеральным; Более эффективное использование кадрового, профессионального потенциала. Более эффективное использование кадрового, профессионального потенциала. Повышение эффективности механизмов ГЧП
Депутат Х.М.Салихов Председатель Подкомитета по развитию ГЧП Комитета Государственной Думы РФ по экономической политике и предпринимательству , Москва, ул.Охотный ряд, д.1 тел.: +7 (495) , факс: +7 (495) ,