Перспективы реализации энергосервисных договоров в бюджетном секторе Европейский банк реконструкции и развития
Что такое энергосервис 1.Исполнитель (энерго-сервисная компания – ЭСКО) за свой счёт проводит мероприятия по снижению энергопотребления зданий, котельных, насосных станциий, систем уличного освещения и т.п. 2.Заказчик (бюджетное/автономное/казённое учреждение) обязуется перечислять образующуюся экономию средств на коммунальных услугах в виде регулярных ежемесячных платежей в пользу ЭСКО в течение всего срока гос.контракта (3-5, до 10 лет). 3.По окончании контракта, оборудование переходит в собственность заказчика, и вся образующаяся экономия остаётся у заказчика. 4.Такой механизм позволяет реализовать проекты повышения энергоэффективности бюджетной сферы без прямого отвлечения на эти цели бюджетных средств, т.к. инвестиции окупаются из образующейся экономии в течение срока гос. контракта.
Ключевые отличия энергосервиса от договоров подряда и/или поставки оборудования Энергосервис Договора подряда/поставки 1. Проект осуществляется на средства ЭСКО: По энергосервисному контракту ЭСКО сначала вкладывает свои/заёмные средства в закупку оборудования и меро по повышению энергоэфф.-ти олбъектов, а затем получает в течение срока контракта (3-10 лет) оплату в виде ежемесячных платежей, образующихся за счёт достигнутой экономии. Размер этих платежей не превышает в объёме прошлые платежи учреждения за коммунальные услуги. Платежи могут увеличиться только на ту часть, на какую вырастет стоимость сэкономленных ресурсов при росте тарифов. Авансирование не предусматривается. 1. Проект осуществляется на средства заказчика: По договору подряда/поставки оплата работ подрядчика производится за счёт бюджетного учреждения, и не позже, чем после подписания акта сдачи-приёмки работ, т.е. обычно не позже 3-12 мес. после начала работ. Иногда производится выплата аванса подрядчику за часть стоимости работ или оборудования. 2. Риск неверного выбора оборудования лежит на ЭСКО: Энергосервис – это контракт, платежи по которому напрямую зависят от результата. Кроме того, если оборудование не обеспечивает планируемой экономии, ЭСКО платит штраф. 2. Риск неверного выбора оборудования лежит на заказчике: За верность выбора оборудования отвечает заказчик, а не исполнитель. На оборудование действует гарантия производителя, обычно, такая гарантия даётся на 1 год, а не на несколько лет. Исполнитель не несёт ответственности, если оборудование не помогает достичь планируемых технико-экономических параметров заказчика.
Законодательная основа энергосервиса 261-ФЗ: п. 1 ст. 24 требует от гос.учреждений снизить потребление энергоресурсов на 15% до 2014 года по 3% в год в сопоставимых условиях. Приказ МЭР о сопоставимых условиях не принят, но проект предполагает разрешать учреждениям учитывать для изменения потребления в базовом году только погодные условия (для тепла). Ни увеличение штатной численности, ни удлирение графика работы, ни ввод нового энергопотребляющего оборудования не позволит учреждению уменьшить свои обязательства перед государством по снижению потребления энергоресурсов. В таких условиях добиться 15% снижения только своими силами (без привлечения ЭСКО и их ресурсов) сложно. Бюджетный кодекс: п.3 ст. 72 позволяет заключать гос.контракты сроком более 3 лет в случае, если предметом их является энергосервис. ст ФЗ и Постановление Правит-ва 636 от : определяют требования к контракту, максимальной цене и условиям торгов на энергосервис.
Требования к контрактам на энергосервис –Фактическое потребление ресурсов за прошлый год, умноженное на количество лет контракта, формирует начальную (максимальную) цену контракта. –Побеждает та заявка, в которой итоговая предлагаемая цена ниже остальных заявок. –Цена, т.е. стоимость услуги ЭСКО (которая должна быть максимальной цене контракта), состоит из трёх компонентов: 1. потребления ресурсов в натуральном выражении за срок контракта 2. разницы между текущим потреблением и обещанным потреблением, которая отходит заказчику 3. разницы между текущим потреблением и обещанным потреблением, которая отходит и является вознаграждением ЭСКО –Та часть стоимости экономии, которая по контракту отходит ЭСКО, по итогам каждого года индексируется на рост тарифа в полном объёме. Рост тарифа выгоден ЭСКО. –В случае расхождения фактического и обещанного потребления ресурсов заказчика, на ЭСКО налагаются штрафы в размере как минимум 1/100 ставки ЦБ х тариф х разницу между обещанным и фактическим потреблением ресурса.
Энергосервис в схематичном виде «ЭСКО» (Производитель оборудования, иной агрегатор проектов) Поставщики оборудования Модернизация Оплата ресурсов Ресурсо- снабжающие организации Муниципалитет Монтажные, обслуживающи е организации, включая МУП ы Объект повышения ЭЭ Закупка оборудования Возврат кредита Муниципальный энергосервисный контракт (на 3-10 лет) Монтаж и обслуживание Муниципальная гарантия ( как вариант ) 6 Банк
Алгоритм заключения энергосервисного контракта 1.Проведение энергоаудита (за счёт муниципалитета) для определения объектов, мер и возможной экономии для последующего выставления на торги. 2.Определение списка объектов для проведения модернизации. 3.Определение максимальной цены и срока контракта. 4.Формирование тендерной документации, включающей максимально имеющуюся информацию об объектах. Подготовка контракта. 5.Объявление торгов. Возможен как аукцион, так и конкурс. Предпочтителен конкурс (т.к. кроме цены учитывается объём/срок гарантии, качество работ, срок исполнения). 6.Допуск потенциальных участников торгов к осмотру объекта(ов) для получения собственных выводов о целесообразности участия в торгах. 7.Подведение итогов торгов. Определение победителя. Подписание контракта с ЭСКО. 8.Внедрение мероприятий ЭСКО за свои или заёмные средства. 9.Подписание актов приёмки. 10.Проведение замеров для подтверждения сбережений. 11.Осуществление ежемесячных платежей в оговорённом в контракте размере в пользу ЭСКО в течение срока контракта. 12.Переход оборудования в собственность заказчика. Завершение проекта.
Особенности формирования требований к конкурсным заявкам –Необходимо требовать от ЭСКО достигать экономии на уровне как мин.15% от максимальной цены. –Критерием отбора не может выступать опыт исполнителя. –Использование субподрядчиков со стороны ЭСКО возможно только в случае наличия прямого указания на это в контракте. Энергосервис – это договор на предоставление услуг, и по Гражд.кодексу предполагает личное исполнение услуги, если иное не указано в контракте. –Верификация сбережений ЭСКО проводится с учётом сопоставимости условий функционирования объекта, но здесь должны учитываться все условия (погода, часы работы, штатная численность, ввод новых мощностей), т.к. приказ МЭР по сопоставимым условиям будет регулировать только отчётность гос.учреждений перед государством, а не отношения между заказчиком и исполнителем энергосервиса.
Особенности энергосервиса по 94-ФЗ 9 12% 88% 12 % 1.Заказчик защищён от компаний без активов (заказчик не платит аванса + от ЭСКО требуется вложить свои средства) 2.Заказчик защищён от схем с компаниями-посредниками (можно потребовать личное исполнение [ст.780 ГК]) 3.Муниципалитет защищён от неверного технического решения (через штрафы), но ЭСКО может потребовать, к примеру, раздельного учёта э/э за счёт средств муниципалитета. 4.Возможен факторинг, т.е. переуступка задолженности муниципалитета перед ЭСКО в пользу банка, что является источников рефинансирования ЭСКО. ЭСКО остаётся исполнителем, как того требует 94-ФЗ, а кредитор (т.е. получатель платежей) меняется. 5.Рост тарифов учитывается при расчётах с ЭСКО (п.16 ст ФЗ и п.12 ПП 636 от ) и проводится индексирование размеров выплат в пользу ЭСКО по итогам года. 6.Сроки контрактов могут быть до 10 лет, а в субъектах и на фед.уровне – до 30 лет.
Требования к муниципальным проектам, финансируемых энергосервисными компаниями 10 12% 88% 12 % 1.Минимальный размер проекта - от 15 млн. 2.Макс.размер участия ЕБРР в проекте - 2/3 3.Минимальный размер кредита - 10 млн. 4.Собственные средства (не кредитные) ЭСКО в проекте – 1/3 5.Денежные потоки компании (в т.ч. стороннего бизнеса) должны покрывать обслуживание кредита (корпоративная гарантия) 6.В случае отсутствия денежных потоков или корпоративной гарантии – гарантия муниципалитета 7.Сильная компания с историей и портфелем инжиниринговых проектов 8.ЭСКО – частная компания (не МУП) 9.Готовность ЭСКО к переходу на МСФО в процессе реализации проекта 10.Ставки по кредиту на уровне рынка (зависит от заёмщика/проекта) 11.Для пилотных проектов предоставляется бесплатная (на средства гранта GEF) техническая поддержка по разработке КД и сопровождению проекта как муниципалитету, так и одобренному заёмщику. 12.Срок кредита – до 15 и более лет
Поддержка ЕБРР в области энергосервиса в бюджетном секторе В настоящее время ЕБРР определяет 4 региона для реализации пилотных проектов Выбранные регионы могут получить следующую поддержку: –Разработку рабочего плана пилотных проектов, включая энергоаудит, подготовку плана инвестиций, финансовую модель проекта, процедур мониторинга и верификации энергосбережения, организационной структуры и плана обучения участников проекта –Подготовку типовых энергосервисных контрактов, тендерных процедур и документации, руководства по реализации проектов –Обучение для муниципалитетов и потенциальных участников тендеров на энергосервис (ЭСКО, инжиниринговые компании) –Поддержку в процессе реализации пилотных проектов –Поддержку в решении правовых и нормативных вопросов для успешной реализации проектов ЕБРР предоставит финансирование для реализации пилотных проектов (через прямые кредиты муниципальным или частным компаниям, реализующим пилотные проекты / создание региональных револьверных фондов / кредитные линии через местные банки-партнеры)
Возможные варианты поддержки рынка ЭСКО в РФ: 3 варианта 12
Вариант 1: Вхождение в капитал и прямые кредиты ЭСКО Поставщики оборудования Модернизация Оплата ресурсов (э/э) РСО Муниципалитет Монтажные, обслуживающи е организации, включая МУП «Горсвет» Объект повышения ЭЭ Закупка оборудования/ Коммерческий кредит Возврат кредита Муниципальный энергосервисный контракт по результатам конкурса по 94- ФЗ. Ежегодные платежи в пользу ЭСКO по контракту не выше расходов на муниципалитета на э/э с учётом роста тарифа. Монтаж и обслуживание Муниципальная гарантия (опция) Участие в капитале + Прямые кредиты 13
Вариант 2: Разделение рисков при факторинге энергосервисных контрактов ЭСКО Муниципалитет Муниципальный энергосервисный контракт по результатам конкурса по 94- ФЗ. Ежегодные платежи в пользу ЭСКO по контракту не выше расходов на муниципалитета на э/э с учётом роста тарифа. Муниципальная гарантия (опция) Банк Фондирование + Разделение рисков БЕЗРЕГРЕССНОГО факторинга (50/50) Кредитование или выкуп прав требования по многолетним контрактам в пользу банка Наличность или кредит Региональные гарантийные фонды
Вариант 3: Привлечение гос. банков к факторингу ЭСКО Муниципалитет Муниципальный энергосервисный контракт по результатам конкурса по 94-ФЗ. Ежегодные платежи в пользу ЭСКO по контракту не выше расходов на муниципалитета на э/э за прошлый год с учётом роста тарифа. Муниципальная гарантия (опция) Банк Фондирование + Разделение рисков БЕЗРЕГРЕССНОГО факторинга (50/50) Кредитование или переуступка прав требования по многолетним контрактам в пользу банка Наличность или кредит 15 Переуступка портфеля контрактов от 1-2 млрд. руб. Региональные гарантийные фонды
Контактная информация Департамент энергоэффективности и изменения климата ЕБРР Павел Теремецкий Ведущий Менеджер доб. 162 Винсент Дайнхауэр Руководитель программ Тел.: (495) доб Алексей Захаров Консультант программ Тел.: (495) доб Моб.тел.: (926) Европейский банк реконструкции и развития Москва ул. Гашека, 6 Дукат Плэйс III тел.: +7 (495/501) факс: +7 (495/501)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пример проекта: з амена светильников уличного освещения Исходные данные: o Город – 500 тыс. чел. o 30 тыс. светильников на замену. o Номинальное потребление системы освещения – 20 ГВтч в год. o Тариф – 3 руб. за 1 КВтч. o Работают только 80% светоточек. o Фактическое потребление за 2010 год: 16 Гвтч х 3 руб. = 48 млн.рублей. o Перевод системы на энергоэффективное оборудование с учётом стоимости оборудования, проектных работ, монтажа ~ 200 млн.рублей. От ЭСКО можно потребовать только повышение ЭЭ на этих 80% светоточек. Включать в контракт требование к ЭСКО о замене остальных 20% неправомерно.
Пример (продолж.): Формирование ТЗ для участников торгов На торги муниципалитет выставляет контракт с обоснованной максимальной ценой (такое требование содержится в ст и введено в 94-ФЗ поправками от ). Макс.цена определена. Как определить срок контракта? 1 год потребления = 48 млн.рублей. 4 года = 192 млн., т.е. всё ещё меньше 200 млн. 5 лет = 240 млн. НО! С учётом 15% сокращения со стороны ГРБС из 240 млн. оставлено будет 204 млн. рублей. Макс.цена должна быть установлена на уровне ~204 млн. руб. Срок контракта должен быть установлен в 5 лет. В конкурсной документации от исполнителя следует требовать достичь как мин.15% экономии в нат.величине к текущему потреблению.
Пример установления максимальной цены услуг энергосервиса по 94-ФЗ (на примере уличного освещения) = 20 Цена контракта Потребление ресурса нат.за прошлый год Тариф за 6 мес. до начала контракта N лет контракта Х Х Пример расчёта макс.цены контракта : = 240 млн. 16 ГВтч 3 руб. 5 (лет контракта) Х Х 240 млн.руб.* 15% снижение финансирования (3 % в год в теч. 5 лет) 204 млн. (240 млн. x 0,85) * – это потребление при 80% работающих ламп. При 100% потребление составило 300 млн.
Пример торгов на энергосервис по 94-ФЗ = 21 Предложение по цене услуги Планируемое потребление ресурса нат. Х Тариф Отходящий исполнителю % экономии N лет контракта Х + = Предложение ЭСКО по цене услуги 10 ГВтч X 3 руб. 60% от 6 ГВтч X 3 руб. N лет контракта Х + К примеру, участник конкурса может сделать такое предложение: = 30 млн.руб. 10,8 млн.руб. 5 лет Х + 16 ГВтч 10 ГВтч = 6 ГВтч 10,8 млн. руб. 204 млн. (240 млн. x 0,85) Муниципалитет экономит 7,2 млн. руб.