ВЫЗОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ РОССИИ. ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЩЬ БИЗНЕС? Улумбекова Гузель Эрнстовна, Председатель правления АСМОК, президент «Комплексного медицинского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые направления модернизации здравоохранения РФ Улумбекова Гузель Эрнстовна Председатель Правления АСМОК © АСМОК.
Advertisements

© АСМОК Плюсы и риски нового законопроекта «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» Улумбекова Г.Э., Председатель Правления АСМОК.
Концепция развития непрерывного медицинского образования в РФ Улумбекова Гузель Эрнстовна Балкизов Залим Замирович © АСМОК.
1 «Модернизация здравоохранения Амурской области на годы» г. Благовещенск 2010 г.
1 Вызовы системе здравоохранения С.В.Шишкин Международная конференция "Социально- экономическое развитие России: новые рубежи", Москва, 26 октября 2007.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА «ДОСТУПНОСТЬ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» доктор мед наук, профессор Александрова Оксана Юрьевна Первый Московский государственный.
Презентацию подготовили: Ученики 11 «Б» класса МОУ СОШ 2 Смирнов А. Щербаков И. Медведев Д. Кудряшова М. Смирнова А.
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В РФ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА Г.Э. Улумбекова, исполнительный директор © АСМОК.
1 Здоровье и устойчивое развитие Презентация доклада о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 год С.Шишкин Высшая школа экономики Москва,
Ассоциация медицинских обществ по качеству (АCМОК) Общественная организация «Ассоциация профессиональных медицинских обществ по качеству медицинской помощи.
Итоги деятельности учреждений здравоохранения г. Волжска и Волжского района в 2012 году Докладчик: главный врач Д.В. Фризин.
О формировании территориальной программы государственных гарантий на 2013 г. Начальник отдела экономического анализа и формирования сводного бюджета здравоохранения.
РОССИЯ 2012 ВСЕРОССИЙСКОЙ СОВЕЩАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКИ МОСКВА, 12 ОКТЯБРЯ 2012 ГОДА Заместитель директора Департамента анализа,
Руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Ответственный секретарь РОПОЗ и ОЗ д.м.н. УЛУМБЕКОВА Г.Э.
1 Докладчик: студентка ГБОУ СПО МО «Наро-Фоминское медицинское училище» Адушкина Наталия.
Достижения и актуальные задачи по профилактике неинфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни в России Н.Ф. Герасименко – депутат Государственной.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА В РОССИИ. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. Программа развития сестринского.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА По материалам Минздравсоцразвития РФ.
Результаты работы РПНЖ за 5 лет За это время было привлечено рублей внебюджетных средств Федеральная горячая линия приняла звонков.
1 О демографической ситуации в Кировской области.
Транксрипт:

ВЫЗОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ РОССИИ. ЧЕМ МОЖЕТ ПОМОЩЬ БИЗНЕС? Улумбекова Гузель Эрнстовна, Председатель правления АСМОК, президент «Комплексного медицинского консалтинга» © АСМОК

СОДЕРЖАНИЕ I.Внешние вызовы системе здравоохранения РФ до 2020 г. II.Внутренние вызовы системе здравоохранения РФ III.Позволит ли новая законодательная база ответить на эти вызовы? IV.Чем может помочь бизнес? V.Опыт АСМОК и ИГ «ГЭОТАР-Медиа»

I.Внешние вызовы системе здравоохранения РФ

Внешние вызовы системе здравоохранения РФ 1.Демографические: Сокращение численности населения трудоспособного возраста на 1 млн. в год Снижение рождаемости из-за снижение на 19% числа женщин детородного возраста к 2020 г. Высокая смертность от предотвратимых причин, предотвратимая смертность в РФ в 1,8 раза выше, чем в странах ЕС Неудовлетворительное здоровье детей – 40% родилось больными или заболели в период новорожденности 2.Социально-экономические –55% населения РФ проживает на доходы менее, чем 15 тыс. руб. в мес. в условиях роста цен на основные статьи семейного бюджета

ОПЖ во всех странах СНГ растет. Но в 2010 г. в РФ ОПЖ на 6 лет меньше, чем в «новых» странах ЕС, и на 12 лет меньше, чем в «старых» странах ЕС. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

Смертность населения во всех странах СНГ падает в последние 3-4 года, но в г. в РФ темп падения замедлился. Сегодня этот показатель почти на 30% выше, чем в Советском периоде. Общий коэффициент смертности (число умерших на 1 тыс. населения)

Рождаемость в восстановилась к уровню 1990 г. только в Казахстане в отличие от РФ, Украины, Белоруссии и «новых» стран ЕС Общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1 тыс. населения)

Численность трудоспособного населения РФ с 2009 г. сокращается на 1 млн. ежегодно. Всего до 2020 г. она сократится на 11 млн. по всем прогнозам Росстата Численность трудоспособного населения РФ

Коэффициент младенческой смертности (число умерших до 1 года на 1 тыс. живорожденных) Младенческая смертность снижается во всех странах, но в 1,2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС

Заболеваемость населения РФ Заболеваемость населения РФ с 1990 по 2010 г. выросла в 1,5 раза, а смертность – в 1,3 раза.

Доля детей, родившихся больными или заболевших в период новорожденности Этот показатель с 1990 по 2010 г. вырос в 2 раза

Демографические Экономические Увеличение доли пожилого населения с 21% до 26% Снижение (или стабилизация) рождаемости из-за снижения числа женщин детородного возраста на 19% Рост распространенности неинфекционных, социально значимых и социально обусловленных заболеваний (туберкулез, СПИД, артериальная гипертония и др.). Необходимость продления пенсионного возраста до 65 лет Дефицит рабочей силы, увеличение социальных выплат Сокращение бюджетных расходов с 2011 г. Снижение доли трудоспособного населения с 63% до 55% ВЫЗОВЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ ДО 2020 г.

Президент РФ Д.А. МЕДВЕДЕВ Председатель Правительства РФ В.В. ПУТИН «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.» Указ Президента РФ 1351 от 9 октября 2007 г. «Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» Распоряжение Правительства РФ 1662-р от 17 ноября 2008 г. ЦЕЛИ ПОСТАВЛЕНЫ

II. Внутренние вызовы системе здравоохранения РФ

1.Недофинансирование из государственных (общественных) источников в 1,6 раза 2.Дефицит медицинских кадров и диспропорция в их структуре 3.Недостаточная квалификация медицинских кадров 4.Несоответствие нормативов ПГГ изменившимся потребностям в медицинской помощи и новым технологиям оказания медицинской помощи, в том числе недостаточное обеспечение населения ЛС в амбулаторных условиях в 3-4 раза 5.Неоптимальная структура коечного фонда 6.Неудовлетворительное оказание медицинской помощи работникам предприятий и школьникам и недостаточная профилактическая направленность медицинской помощи 7.Неэффективное управление (т.е. даже имеющие средства можно было бы потратить более эффективно) ПРОБЛЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

В РФ в 2010 г. государственные расходы на здравоохранение в доле ВВП составили 3,7%, что в 1,8 раза ниже, чем в среднем в странах ОЭСР – 6,5%. Расходы на здравоохранение в доле ВВП в РФ и странах ОЭСР

В абсолютных показателях на душу населения в год в $ППС в России тратится 713 $ППС, что в 3 раза меньше, чем в среднем в странах ОЭСР и в 1,5-2 раза меньше, чем в «новых» странах ЕС. Расходы на здравоохранение в $ ППС

При государственных расходах на душу населения от $ППС Существует прямо пропорциональная зависимость между ОПЖ и государственными расходами. ЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ (ОПЖ) ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, 2010

Для достижения смертности на уровне 11,0 необходимо увеличить объемы финансирования на ТППГ приблизительно в 2 раза – до 16 тыс. руб. или до 1000 $ППС ЗАВИСИМОСТЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ (ОКС) ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ГОСГАРАНТИЙ, 2009

Врачей в РФ в 1,4 раза больше, чем в среднем в странах ОЭСР, но смертность и заболеваемость населения - в 1,5 раз выше. Обеспеченность врачами первичного контакта в 1,7 раза ниже, чем в среднем в странах ОЭСР, соотношение врачей и медсестер 1 : 2,4 (ОЭСР 1 : 3,1). НЕЭФФЕКТИВНОЕ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, 2008

Низкие заработные платы медицинских работников – на 22% ниже, чем в среднем по стране Высокая доля врачей пенсионного и предпенсионного возраста > 50% Демографический провал – снижение числа выпускников школ в 2 раза Возрастание потребностей в медицинской помощи: рост заболеваемости и смертности по сравнению с 1990 г. в 1,5 раза Отсутствие прозрачной дифференциации оплаты труда в зависимости от его интенсивности. Произвол главных врачей в оплате труда и несоблюдении этических норм во взаимоотношениях с врачами ПОЧЕМУ МЫ СТОЛКНЕМСЯ С ДЕФИЦИТОМ ВРАЧЕЙ В РФ

НИЗКАЯ ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ, 2009-РФ, 2010-ОЭСР Соотношение заработной платы врачей в РФ по отношению к средней заработной плате по стране в 1,5-2 раза ниже, чем в странах, имеющих близкое и даже меньшее значение ВВП на душу населения и в 4,5 раза ниже, чем в странах, имеющих ВВП в 1,5-2 раза выше

НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Страны ОЭСРРФ Эффективность лечения: летальность пациентов с инфарктом миокарда в стационаре (нестандартизованный показатель) 7,7%20% Эффективность лечения: 5­летняя выживаемость с колоректальным раком 59%48% Эффективность лечения: 5-летняя выживаемость с раком молочной железы 85%56% Эффективность лечения: смертность от бронхиальной астмы на 100 тыс. взрослого населения (старше 18 лет) 0,182,3 Безопасность пациентов: доля пациентов, получивших инфекционные осложнения в стационарных условиях 4,4% (для заболеваний сердечно­ сосудистой системы) Не измеряется Число пациентов, заявивших о медицинской ошибке во время лечения 5–6%Не измеряется

Лекарственными средствами в амбулаторных условиях население РФ обеспечено в 5 раз меньше, чем страны ОЭСР; в доле ВВП в 3,8 раза меньше. В РФ только 3,5% населения имеет доступ к бесплатным лекарствам, в развитых странах – все нуждающиеся НЕДОСТАТОЧНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В АМБУЛАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ 2009

III. Поможет ли новая законодательная база ответить на вызовы, стоящие перед отраслью здравоохранение

1.Закон «Об обязательном медицинском страховании» 326-ФЗ от 29 ноября Программа модернизации здравоохранения субъектов РФ на гг. 3. Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (2-чтение)

Закон об ОМС Плюсы Централизация финансирования Организация системы одноканального финансирования Участие организаций всех форм собственности Риски: Увеличение налоговой нагрузки на работодателя (закон 212-ФЗ от 24 июля 2009 г.) Иллюзорность свободы выбора СМО Выбор МО может вызвать излишние издержки в системе У субъектов РФ может не хватить средств и на обеспечение существующих заниженных нормативов программы госгарантий, и тем более на финансирование обязательных порядков и стандартов Кто нам будет гарантировать КМП в медицинских организациях всех форм собственности?

Опыт США – НЕ ПОМОГАЮТ! (результаты исследования Fung et al, 2008 по материалам 6 Всемирного конгресса организаторов здравоохранения, Брюссель, Бельгия, май 2010) Помогают ли конкуренция и наличие права выбора пациентами МО для повышения КМП? Какую клинику выбрал Б. Клинтон для проведения кардиореваскуляризации?

Опыт Великобритании – ДА! Пример «грязной десятки» или двенадцать «0» по всем показателям рейтинга очень эффективен!! Медицинские сестры - стесняются, так как их узнают на улице Руководители - переживают Эффективны ли публичные рейтинги и доклады о КМП для повышения его уровня?

Кто нам будет гарантировать качество медицинской помощи в государственных и частных МО? Переход на уведомительный характер лицензирования медицинских организаций приведет к непредсказуемым последствиям! Законодательно необходимо установить: Требование обязательного наличия стандартов качества медицинской организации Требование аккредитации медицинских организаций Ежегодно публиковать рейтинги МО по международным критериям Ежегодно публиковать отчет об эффективности системы здравоохранения (программы госгарантий) по международным критериям

Риски программы модернизации Приоритетом в расходах 230 млрд. руб. ежегодно должны стать: 1.Стандарты или тарифы (в которых заработная плата медицинских работников составляет 61%) – 30% (50%) 2.Повышение квалификации медицинских кадров – 0% (10%) 3.Материально-техническое обеспечение – 60% (30%) 4.Информатизация – 10% (10%) Иначе мы можем столкнуться с ситуацией, когда здания отремонтированы, оборудование стоит – а работать на нем некому!

Законопроект «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Этот законопроект не только остановит развитие здравоохранения, но и отбросит его на 30 лет назад. ОПАСНЫЕ НОРМЫ: Отмена обязательной послевузовской подготовки (интернатуры и ординатуры) для участковых врачей педиатров и терапевтов, а также для врачей общей практики. Перенос финансовой нагрузки по исполнению гарантий бесплатной медицинской помощи на субъекты РФ. И это при том, что сегодня в 74 субъектах РФ из 83 (т.е. в 90%) имеется дефицит исполнения программы госгарантий в размере 337,3 млрд руб. Закрепление платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях при условии, что гарантированные бесплатные объемы медицинской помощи гражданам РФ прописаны неясно.

ОТСУТСТВУЮТ ВАЖНЕЙШИЕ НОРМЫ ПО: Финансовому обоснованию законопроекта, в том числе установление минимальных расходов на государственную систему здравоохранения. Повышению и ежегодной индексации оплаты труда медицинских работников и профессорско- преподавательского состава медицинских и фармацевтических вузов. Непрерывному последипломному медицинскому образованию, в том числе требование ежегодного накопления медицинскими работниками часов (баллов) образовательной активности как это принято во всех развитых странах. Вместо этого зафиксирована архаичная, неработоспособная система повышения квалификации 1 раз в 5 лет.

ОТСУТСТВУЮТ ВАЖНЕЙШИЕ НОРМЫ ПО: Увеличению объема бесплатного лекарственного обеспечения населения в амбулаторных условиях. В настоящее время этот объем в РФ в 3 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС (Чехии, Словакии, Венгрии и др.), при этом смертность в них в 1,3 раза ниже, чем в РФ. Увеличению объемов высокотехнологичной медицинской помощи. В настоящее время в РФ эти объемы в 7–10 раз ниже, чем даже в «новых» странах ЕС. Восстановлению производственной и школьной медицины – общепризнанному достижению советского здравоохранения. Развитию медицинской науки, о которой вообще ни слова не сказано и не сделано отсылок на имеющиеся или планируемые законодательные акты по этому вопросу. Ответственности руководителей всех уровней управления здравоохранением за улучшение показателей здоровья населения и повышение доступности и качества медицинской помощи.

Для достижения целей, поставленных Президентом и Правительством РФ в «Концепции 2020» по улучшению здоровья населения, необходимо: увеличить государственное финансирование здравоохранения в 1,6 раза по отношению к 2009 г., т.е. увеличить на 1 трлн руб. за ближайшие 3-4 года (с 1,7 до 2,6 трлн руб. в ценах 2010 г.) источники финансирования: целевое отчисление акцизов на алкоголь и табак и др. Эффективно расходовать общественные средства: Концепция, приоритеты, сбалансировать развития и отчетность, ответственность, научная обоснованность решений КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ СТРАТЕГИИ ДО 2020 г.

IV. Чем может помочь бизнес?

Финансирование здравоохранения: развитие ДМС Предоставление медицинских услуг: частные клиники, но по долгосрочным контрактам с государством и при условии увеличения тарифов, передвижные мобильные комплексы для сельской местности, школ, промышленных производств. Медицинское образование: создание электронных библиотек, разработка современных учебников и руководств, предоставление образовательных услуг, в том числе дистанционных. Управление качеством медицинской помощи: аккредитация медицинских организаций; сертификация услуг. Медицинская наука: консалтинговые услуги; совместные научные комплексы Фармацевтическая промышленность и производство медицинской техники

ЧТО СДЕЛАНО АСМОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ НМО В РФ?

Решение о создании АСМОК принято на совместном заседании руководителей медицинских научно-практических обществ (ассоциаций) в мае 2005 г. ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ АСМОК: Содействие повышению качества медицинского образования Содействие повышению качества медицинской помощи пациентам Пропаганда здорового образа жизни и медико-санитарное просвещение населения Информация об АСМОК

Акад. РАМН А.А. БАРАНОВ Союз педиатров России Акад. РАМН Ю.Н. БЕЛЕНКОВ Российское общество специалистов по сердечной недостаточности Акад. РАМН Н.Н. ВОЛОДИН Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины Проф. А.Л. ВЕРТКИН Национальное научно-практическое общество скорой медицинской помощи Акад. РАМН Е.И. ГУСЕВ Всероссийское общество неврологов Акад. РАН и РАМН И.И. ДЕДОВ Российская ассоциация эндокринологов Акад. РАМН И.Н. ДЕНИСОВ Ассоциация врачей общей практики (семейных врачей) Акад. РАМН В.Т. ИВАШКИН Российская гастроэнтерологическая ассоциация Акад. РАМН Н.Ф. ИЗМЕРОВ Российская ассоциация специалистов медицины труда Акад. РАМН Ю.Ф. ИСАКОВ Российская ассоциация детских хирургов Проф. В.Н. КРАСНОВ Российское общество психиатров Акад. РАМН А.А. КУБАНОВА Российское общество дерматовенерологов Акад. РАМН В.К. ЛЕОНТЬЕВ Стоматологическая ассоциация России Акад. РАМН Н.А. ЛОПАТКИН Российское общество урологов Акад. РАМН Е.Л. НАСОНОВ Российская ассоциация ревматологов Акад. РАМН Р.Г. ОГАНОВ Всероссийское научное общество кардиологов Акад. РАМН М.И. ПЕРЕЛЬМАН Российское общество фтизиатров Акад. РАН и РАМН В.С. САВЕЛЬЕВ Российское общество хирургов Член-корр. РАМН В.И. СКВОРЦОВА Национальная ассоциация по борьбе с инсультом Акад. РАМН В.Н. СЕРОВ Российское общество акушеров-гинекологов Акад. РАМН В.А. ТУТЕЛЬЯН Российская ассоциация парентерального питания Акад. РАН и РАМН Р.М. ХАИТОВ Российская ассоциация аллергологов и клинических иммунологов Акад. РАМН В.И. ЧИССОВ Ассоциация онкологов России Акад. РАМН А.Г. ЧУЧАЛИН Российское респираторное общество ЧЛЕНЫ АСМОК

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РУКОВОДСТВА Всего в проекте задействованы более 3000 докторов медицинских наук Подготовлено 50 Национальных руководств по специальностям, в плане ещё 15. Основной принцип руководств единое, основанное на научных доказательствах мнение всех ведущих специалистов страны

«Школы здоровья». Для населения с факторами риска развития хронических заболеваний или страдающего хроническими неинфекционными заболеваниями. Материалы для здоровых граждан, для всех групп населения: беременные, дети от 0 до 14 лет, подростки, молодой и средний возраст, старшая возрастная группа, женское здоровье. Материалы получили положительные отклики при распространении в 7 пилотных регионах. Обеспеченность составляет 1–1,5% от потребности. В гг. в рамках реализации партийного проекта «Здоровое сердце» под руководством председателя Высшего совета партии «Единая Россия» Б.В. Грызлова распространялись в ряде регионов информационные материалы по здоровому образу жизни, подготовленные АСМОК. Реализация этого проекта получила большой позитивный отклик у населения. ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

Электронная библиотека «Консультант врача»

Рациональная фармакотерапия – Справочник лекарственных средств, основанный на доказательной медицине

Лучшие зарубежные учебники и руководства для врачей и организаторов здравоохранения (по аккредитации ЛПУ)

Электронная библиотека для студентов

САЙТ АСМОК: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! САЙТ ЖУРНАЛА МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: www. medobr.ru