МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
М.Х.Дулати атындағы Тараз мемлекеттік университеті Мышление.
Advertisements

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ Дисциплина: «Общая психология» Специальность: «Лечебное дело» Тема: «Мышление»
Мышление. Виды мышления.
Мышление. Презентация Зверева Вениамина студента I курса.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ. O Д Т Ч П Ш С... O Д Т Ч П Ш С... Какая буква должна быть следующей в этой последовательности:
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Индивидуальные особенности мышления и его развитие Подготовил студент 2 курса 2 группы Педиатрического факультета Мурзагалеев Равиль.
МЫШЛЕНИЕ Мышление - это процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление – открытие новых.
Мышление. Виды мышления. Пути их развития.. Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Деятельность человека, ее основные виды Содержательная линия «Человек»
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Деятельность и познание 8 класс. Связь деятельности и мышления Мышление заставляет человека что-то делать Деятельность – результат мышления Деятельность-
Познание теория. Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Транксрипт:

МЫШЛЕНИЕ 1. Понятие о мышлении 2. Характеристики мышления 3. Мыслительные операции 4. Виды мышления 5. Теории мышления

Понятие Процесс порождения нового знания на основе творческого отражения и преобразования действительности. Психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, состоит в раскрытии сущности явлений.

Понятие ( по О. К. Тихомирову ) Процесс и познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным и опосредованным отражением действительности Выходит за пределы непосредственного чувственного опыта

Проблемная ситуация и ее характеристики Конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть : особый вид интеллектуальных задач : цель ( ориентировочная основа для решения задач ) условия, в которых задается данная цель потребность в достижении цели ; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий нет проблемы там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей от осознания проблемы человек переходит к принятию решения

Характеристики мышления Отражение общего в явлениях и применение обобщений к единичным явлениям Опосредованное познание реальности Связано с решением задачи, возникшей в процессе познания. проявляется когда возникает проблемная ситуация Речь – орудие мышления Социальная природа мышления Является выражением активности субъекта

Мышление как выражение активности субъекта ПотребностямиЭмоциями и чувствами Опытом Индивидуальными особенностями, характеризующими мыслительную деятельность Мышление связано с :

« Качества ума » по З. И. Калмыковой Индивидуальные особенности – свойства личности, характеризующие мыслительную деятельность Глубина ( уровень обобщенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом ) Поверхностность ( выделение внешних признаков, установление случайных связей между ними )

« Качества ума » Гибкость ( степень изменчивости мыслительной деятельности, соответствующей меняющимся условиям ) Инертность ( склонность к шаблону, трудность переключения от одних действий к другим ) Устойчивость ( ориентация на известные закономерности ) Неустойчивость ( необоснованная смена ориентаций )

« Качества ума » Осознанность – неосознанность ( возможность - невозможность выразить в слове результаты работы, способы, приемы ) Самостоятельность - подражательность ( активный поиск новых путей решения, правильного и оптимального решения )

Схема решения мыслительных ( в т. ч. творческих ) задач

Мыслительные операции

Формы мышления Понятие отражение общих и существенных свойств предметов. Общие и единичные понятия. Общие - охватывают класс однородных предметов с одним названием. Отражаются признаки, свойственные предметам, объединенным понятием. Единичные - совокупность знаний об одном предмете, но отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием.

Формы мышления Суждение основано на понимании многообразия связей конкретного предмета с другими предметами Умозаключение - формирование новых суждений на основе преобразования имеющихся. Опирается на понятия и суждения и используется в процессах теоретического мышления

. Связь критичности ума с возрастом (полученная в экспериментальных условиях)

Самостоятельность мышленияумение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли Критичность мышленияобъективная оценка других и себя Глубина мыслиспособность анализировать, сравнивать, находить существенное Гибкость мыслиумение находить пути решения задачи Пытливость мыслипотребность всегда искать наилучшее решение

Теории мышления Теории о природных интеллектуальных способностях. Являются врожденными, их формирование не зависит от жизненных условий. Теории о развивающихся умственных способностях. Объясняют мышление исходя из внешних воздействий среды и / или из идеи внутреннего развития субъекта.

Теории мышления Мышление = логика. Способность к мышлению - врожденная (17 век ) Гештальтпсихология – мышление совершается в замкнутой сфере сознания. Мышление = движение мыслей в замкнутых структурах сознания Согласно гештальт - психологии мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге мышление сводилось к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Психоанализ. Проблема бессознательных форм мышления, изучение зависимости мышления от мотивов и потребностей. Благодаря поиску бессознательных форм мышления возникло понятие « защитных механизмов ». Мышление

Теории мышления Деятельностная теория мышления ( А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев ) Мышление - способность к решению задач и целесообразному преобразованию действительности. Формируется в деятельности Структура внешней и внутренней деятельности аналогичны. В мыслительную деятельность включены действия и операции, в структуру предметной деятельности включены мыслительные операции и действия