Ребусы расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание и память,обогощают речь.
Раньше, когда люди ещё не умели писать, они составляли свои письма из предметов. Вожди одного племени послали однажды своим соседям вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел. Смысл этого письма был таков:Умеете ли вы летать, как птица, и прятаться в землю, как лягушка? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осилим вас стрелами, как только вы вступите в нашу страну. Сначала предметы, а потом рисунки с их изображением заменяли письмо. Надо было написать олень-рисовали оленя. Надо было написать охота-рисовали охотника и зверя. Трубка говорила о мире, копьё- о войне, натянутый лук- о нападении. Сейчас в таких письмах, состоящих из рисунков, никакой надобности нет, но в играх- головоломках, которые обычно называют ребусами, запись различных слов при помощи рисунков и условных законов применяется широко.
Чтобы разгадывать ребусы, нужно знать несколько правил, своего рода ребусную азбуку. Правила эти несложны, их всего пять.
Первая буква ребусной азбуки-запятая. В ребусе запятая, знак исключения крайней буквы слова. Если перед рисунком стоит запятая, то первая буква слова, исключается-её не нужно читать. Если запятая поставле - на после рисунка, то исключается последняя буква. Если возле рисунка не одна запятая, а две или три, то исключаются соответственно две или три крайние буквы слова.
Разгадаем первый ребус. Что изображено на рисунке? Бочки. Запятая перед рисунком указывает, что первую букву нужно отбросить. Получается- очки.
Разгадаем второй ребус. Запятая справа указывает, что из слова волк Нужно исключить букву к.к. Получится- вол.
Вторая буква ребусной азбуки- зачёркнутая буква. Если рядом с зачёркнутой буквой выписана другая, то её следует поставить на место исключаемой. Зачёркнутая буква возле рисунка указывает, что букву из названия рисунка нужно исклю- чить.
На рисунке изображён слон, из этого слова нужно исключить букву л. Получится- сон. На рисунке нарисован тюлень, л=м значит нужно букву л заменить буквой м. Получается- Тюмень.
Третья буква нашей азбуки- перевёрнутый рисунок. Если какой-нибудь рисунок ребуса перевёрнутвверх ногами,то это значит, что название рисунка нужно читать наоборот, то есть справа налево.
В этом ребусе два рисунка, первый- дом-перевёрнут; следовательно, читаь нужномод,второй- ель. Разгадка-модель.
Если возле рисунка выписан ряд цифр, то это указывает, что в названии рисунка буквы нужно переставить, поставить их в том порядке, в каком расставлены цифры.
Здесь нарисован колос но над рисунком- пять цифр. Они указывают, что буквы слова колос нужно расположить в порядке цифр (5,2,1,4,3). Разгадка-сокол.
Если рисунки (чаще буквы) расположены один в другом, один на другом или один впереди, а другой за ним, то это указывает, что здесь нужно прибавить соответствующий предлог- в, на, за, из, у, над, под, с, к, от, перед, по.
В этом ребусе всего две буквы-А и Л, но их взаимное расположение (Л не рядом с А, а в ней) подсказывает, что нужно прибавить ещё одну букву - в(предлог). Разгадка-вал.