ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые «доход-потребление» и «цена- потребление» Эффект дохода и эффект замены Рыночный спрос. Эластичность спроса Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые «доход-потребление» и «цена- потребление» Эффект дохода и эффект замены Рыночный спрос. Эластичность спроса.
4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия
Полезность Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребители получают при потреблении товаров и услуг или занимаясь чем-либо. Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности (удовлетворенности), достигаемым потребителем. Полезность имеет личностный, субъективный характер. Термин «полезность» обозначает удовлетворение, которое потребители получают при потреблении товаров и услуг или занимаясь чем-либо. Функция полезности – отношение между объемами потребляемых товаров и услуг и уровнем полезности (удовлетворенности), достигаемым потребителем. Полезность имеет личностный, субъективный характер.
Количественный (кардиналистский) подход к оценке полезности Ютиль (от англ. utility - полезность) - гипотетическая субъективная единица полезности. Количественная оценка в ютилях полезности любого потребляемого потребителем товарного набора может быть записана в виде функции общей полезности: TU = F(Q A, Q B,..., Q Z ), где TU - общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …, Q Z - объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени. Ютиль (от англ. utility - полезность) - гипотетическая субъективная единица полезности. Количественная оценка в ютилях полезности любого потребляемого потребителем товарного набора может быть записана в виде функции общей полезности: TU = F(Q A, Q B,..., Q Z ), где TU - общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …, Q Z - объемы потребления товаров А, В,..., Z в единицу времени.
Количественный (кардиналистский) подход к оценке полезности..
Г. Госсен ( ) – немецкий экономист. Первый закон Госсена или принцип убывающей предельной полезности: С ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно. Г. Госсен ( ) – немецкий экономист. Первый закон Госсена или принцип убывающей предельной полезности: С ростом потребления какого-то одного блага (при неизменном объеме потребления всех остальных) общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все более медленно.
Порядковый (ординалистский) подход к оценке полезности Аксиомы потребительских предпочтений: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. 2. Аксиома транзитивности. 3. Аксиома ненасыщения. 4. Аксиома независимости потребителя. Аксиомы потребительских предпочтений: 1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. 2. Аксиома транзитивности. 3. Аксиома ненасыщения. 4. Аксиома независимости потребителя.
Порядковый (ординалистский) подход к оценке полезности
..
..
..
Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS XY ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке. Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS XY ) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено в обмен на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: Геометрически предельная норма замещения благом X блага Y в окрестностях точки есть тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в этой точке.
Порядковый (ординалистский) подход к оценке полезности..
4.2. Равновесие потребителя
Бюджетная линия Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров: I = P X X + P Y Y где I - месячный доход потребителя, X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида, P X и P Y – цены товаров X и Y. Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения. Уравнение бюджетной линии:. Бюджетное ограничение потребителя для двух товаров: I = P X X + P Y Y где I - месячный доход потребителя, X и Y – количество приобретаемых товаров соответствующего вида, P X и P Y – цены товаров X и Y. Бюджетная линия – графическое отображение бюджетного ограничения. Уравнение бюджетной линии:.
Бюджетная линия.
Равновесие потребителя.
Равновесие потребителя.
4.3. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»
Кривая «доход-потребление».
Кривая «доход-потребление»..
Кривые Энгеля..
Кривая «цена-потребление»
4.4. Эффект дохода и эффект замены
Эффект дохода и эффект замены Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине. Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара изменяет реальный доход (покупательную способность) потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен на товары и замещения одного товара другим в потребительской корзине.
Эффект дохода и эффект замены: нормальные товары..
..
Эффект дохода и эффект замены: некачественные товары..
4.5. Рыночный спрос. Эластичность спроса
Индивидуальный и рыночный спрос Функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех m потребителей: где Q i - объем рыночного спроса на i - тый товар; q ij - функция спроса на i - тый товар j - того потребителя. Функцию рыночного спроса можно получить суммированием индивидуальных функций спроса всех m потребителей: где Q i - объем рыночного спроса на i - тый товар; q ij - функция спроса на i - тый товар j - того потребителя.
Индивидуальный и рыночный спрос
Прямая эластичность спроса по цене Прямая эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на i-тый товар при изменении его цены на 1 процент.
Прямая эластичность спроса по цене Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены: Или: Точечная эластичность характеризует относительное изменение объема спроса при бесконечно малом изменении цены: Или:
Прямая эластичность спроса по цене..
..
Перекрёстная эластичность спроса по цене Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого на 1 процент. Коэффициент перекрестной эластичности: Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует относительное изменение объема спроса на один товар при изменении цены другого на 1 процент. Коэффициент перекрестной эластичности:
Перекрёстная эластичность спроса по цене Если E ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j - того товара ведет к увеличению спроса на i - тый. Если E ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j - того товара ведет к падению спроса на i - тый. Если E ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой. Если E ij > 0, то товары i и j называют взаимозаменяемыми, повышение цены j - того товара ведет к увеличению спроса на i - тый. Если E ij < 0, то товары i и j называют взаимодополняющими, повышение цены j - того товара ведет к падению спроса на i - тый. Если E ij = 0, то такие товары называют независимыми, повышение цены одного товара не влияет на объем спроса на другой.
Эластичность спроса по доходу Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой- либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1 процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу: Эластичность спроса по доходу характеризует относительное изменение спроса на какой- либо товар в результате изменения дохода потребителя на 1 процент. Коэффициент эластичности спроса по доходу:
Эластичность спроса по доходу Если E I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если E I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Товары первой необходимости: 0 < E I < 1 - спрос растет медленнее роста доходов и имеет предел насыщения. Предметы роскоши: E I > 1 - спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения. Если E I < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар. Если E I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар. Товары первой необходимости: 0 < E I < 1 - спрос растет медленнее роста доходов и имеет предел насыщения. Предметы роскоши: E I > 1 - спрос опережает рост доходов и не имеет предела насыщения.