Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Advertisements

ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
1 Задание 1 Сдвиг кривой безразличия правее и вверх означает: А) меньшее удовлетворение для потребителя; Б) большее удовлетворение для потребителя.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
Потребительский выбор
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора: графическая интерпретация Задача потребительского выбора: аналитическое.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА Тема 6. Вопросы: 1. Кардиналистская теория полезности 2. Ординалистская теория полезности.
Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм в оценке полезности благ. В настоящее время в теории поведения потребителя сложилось два направления:
Глава 2. Экономика домохозяйства 9. Рациональное потребление.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
Транксрипт:

Теория потребительского поведения Лекция 7

План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия 3.Равновесие потребителя 4.Эффект дохода и эффект замещения 5.Излишек потребителя

1 вопрос Экономическая модель потребительского выбора

Кардиналистский (количественный) подход основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилях ( англ. utility - полезность)

Функция общей полезности TU = F(Q A, Q B,..., Q Z ), TU - общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …, Q Z - объемы потребления набора благ А, В,..., Z в единицу времени

Порядковый (ординалистский) подход - предполагает, что потребитель способен упорядочить все возможные наборы благ по их "предпочтительности".

Аксиома полной (совершенной) упорядоченности Для любой пары наборов благ А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А = В (А и В равноценны). А и В - наборы благ

Аксиома транзитивности Если А > В > С, или А = В> С, или А > В = С, то А > С. Если А = В и В = С, то А = С

Аксиома ненасыщения Если набор А содержит не меньшее количество каждого блага, а одного из них больше, чем набор В, то А > В

Аксиома независимости потребителя Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими

2 вопрос Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия

Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух благ, и потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать

Кривая безразличия В А U1 0

Карта кривых безразличия В А U1 0 U2 U3 K L N y1y1 y2y2 x1x1 x2x2

Свойства кривых безразличия 1.Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы благ

Свойства кривых безразличия 2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон x*MUA = -y*MUB Следовательно, - (Δy/Δx) = MU A /MU B = MRS AB

Предельная норма замещения Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS АВ - marginal rate of substitution) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: MRS AB = - ΔY/ΔX, при U = const

Свойства кривых безразличия 3. Кривые безразличия никогда не пересекаются

Свойства кривых безразличия A B U1 y1 y2 x1 x2x3 K LN 0

Свойства кривых безразличия 4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства благ 5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат

Свойства кривых безразличия U1 B A 0 x*MUA = -y*MUB

3 вопрос Равновесие потребителя

Бюджетное ограничение потребителя С = P А x + P в y y = - (Р A /P B )x + C / P B

Бюджетное ограничение В А 0 М N

Равновесие потребителя

Условие равновесия Р А /Р В = MRS АВ MRS АВ = MU А /MU В следовательно, Р А /Р В = MU А /MU В или MU А /Р А = MU В /Р В

Совершенно взаимозаменяемые блага

Совершенно взаимодополняемые блага

Экономические антиблага

4 вопрос Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»

Кривая «доход-потребление»

Кривая Энгеля характеризует связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях

Кривые Энгеля для различных благ q C 0 Продовольственные товары Стандартные промышленные блага Высококачественные блага

Кривая «цена-потребление»

5 вопрос Эффект дохода и эффект потребления

Под эффектом замещения понимается изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены блага при неизменном реальном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ

Эффект дохода - это изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен потребляемых благ

Общий эффект изменения цены - это общее изменение объема спроса на некоторое благо, вызванное изменением цены этого блага, таким образом, оно представляет собой сумму эффекта замещения и эффекта дохода

Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ

Эффект дохода и эффект замещения для низших благ

Эффект дохода и эффект замещения для благ Гиффена

5 вопрос Излишек потребителя

Излишек потребителя - выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой

Общая полезность, затраты и излишек потребителя

Излишек потребителя