Теория потребительского поведения Лекция 7
План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия 3.Равновесие потребителя 4.Эффект дохода и эффект замещения 5.Излишек потребителя
1 вопрос Экономическая модель потребительского выбора
Кардиналистский (количественный) подход основан на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности - ютилях ( англ. utility - полезность)
Функция общей полезности TU = F(Q A, Q B,..., Q Z ), TU - общая полезность данного товарного набора; Q A, Q B, …, Q Z - объемы потребления набора благ А, В,..., Z в единицу времени
Порядковый (ординалистский) подход - предполагает, что потребитель способен упорядочить все возможные наборы благ по их "предпочтительности".
Аксиома полной (совершенной) упорядоченности Для любой пары наборов благ А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А = В (А и В равноценны). А и В - наборы благ
Аксиома транзитивности Если А > В > С, или А = В> С, или А > В = С, то А > С. Если А = В и В = С, то А = С
Аксиома ненасыщения Если набор А содержит не меньшее количество каждого блага, а одного из них больше, чем набор В, то А > В
Аксиома независимости потребителя Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими
2 вопрос Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия
Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух благ, и потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать
Кривая безразличия В А U1 0
Карта кривых безразличия В А U1 0 U2 U3 K L N y1y1 y2y2 x1x1 x2x2
Свойства кривых безразличия 1.Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы благ
Свойства кривых безразличия 2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон x*MUA = -y*MUB Следовательно, - (Δy/Δx) = MU A /MU B = MRS AB
Предельная норма замещения Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRS АВ - marginal rate of substitution) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным: MRS AB = - ΔY/ΔX, при U = const
Свойства кривых безразличия 3. Кривые безразличия никогда не пересекаются
Свойства кривых безразличия A B U1 y1 y2 x1 x2x3 K LN 0
Свойства кривых безразличия 4. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства благ 5. Кривые безразличия выпуклы к началу координат
Свойства кривых безразличия U1 B A 0 x*MUA = -y*MUB
3 вопрос Равновесие потребителя
Бюджетное ограничение потребителя С = P А x + P в y y = - (Р A /P B )x + C / P B
Бюджетное ограничение В А 0 М N
Равновесие потребителя
Условие равновесия Р А /Р В = MRS АВ MRS АВ = MU А /MU В следовательно, Р А /Р В = MU А /MU В или MU А /Р А = MU В /Р В
Совершенно взаимозаменяемые блага
Совершенно взаимодополняемые блага
Экономические антиблага
4 вопрос Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление»
Кривая «доход-потребление»
Кривая Энгеля характеризует связь между объемом потребления товара и доходом потребителя при неизменных ценах и предпочтениях
Кривые Энгеля для различных благ q C 0 Продовольственные товары Стандартные промышленные блага Высококачественные блага
Кривая «цена-потребление»
5 вопрос Эффект дохода и эффект потребления
Под эффектом замещения понимается изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены блага при неизменном реальном доходе, т.е. при сохранении уровня полезности потребляемого набора благ
Эффект дохода - это изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен потребляемых благ
Общий эффект изменения цены - это общее изменение объема спроса на некоторое благо, вызванное изменением цены этого блага, таким образом, оно представляет собой сумму эффекта замещения и эффекта дохода
Эффект дохода и эффект замещения для нормальных благ
Эффект дохода и эффект замещения для низших благ
Эффект дохода и эффект замещения для благ Гиффена
5 вопрос Излишек потребителя
Излишек потребителя - выигрыш потребителя при покупке, обусловленный превышением полезности приобретаемых единиц товара над ценой
Общая полезность, затраты и излишек потребителя
Излишек потребителя