ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков. Ценовая дискриминация.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков Достоинства и недостатки.
Advertisements

Монополия Лекция 11. Вопросы 1.Монополия и монопольная власть. 2.Спрос на продукт монополиста и маржинальная выручка 3.Монопольное поведение фирмы 4.Последствия.
ТЕМА 8 АНАЛИЗ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. МОНОПОЛИЯ. 1. Источники и измерение монопольной власти 2. Монополия : виды, специфика, принципы ценообразования 3. Ценовая.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
На тех рынках, где конкуренция слабая, отдельные фирмы могут оказать влияние на цену.
Конкуренция и монополия. Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные.
Тема 9: Типы рыночных структур. Доцент Ковальская Марика Ивановна.
МИКРОЭКОНОМИКА Преподаватель: Грабовский Александр Евгеньевич.
{ Чистая монополия Чистая монополия В условиях максимизации прибыли.
Монополия в рыночной экономике. Монополия (от греч. mono - один, poleo - продавец) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности.
Типы рыночных структур Айтуар Асель УиА 15/2. 1. Понятие и типы рыночных структур 1. Понятие и типы рыночных структур 2.рынок совершенной конкуренции.
ТЕМА 8. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Главная прелесть монополии в том, что она дарует безмятежную жизнь. Дж. Р. Хикс, английский экономист.
Выпуск, цена и прибыль монополиста в краткосрочном периоде DМDМ MR MСMС АTСАTС Q P PМPМ АVСАVС D1D1 MR 1 QMQM Q M1.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Сущность и виды конкуренции Конкуренция (от лат. Concurrentia – столкновение, состязание) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие.
Тема 6. НЕСОВЕРШЕННО КОНКУРЕНТНЫЕ РЫНКИ: МОНОПОЛИЯ, МОНОПОЛ. КОНКУРЕНЦИЯ, ОЛИГОПОЛИЯ ПЛАН: 1. Рынок несовершенной конкуренции. Основные признаки. 2. Монополия.
Конкуренция и типы рынков Сущность и роль конкуренции в экономике.
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
1. Cущность рынка чистой монополии. 2. Показатели монопольной власти 3. Ценовая дискриминация.
Модели рынка (рыночные структуры) 1.Признаки рыночных структур 2.Рыночная власть в отрасли 3.Типологизация рыночных структур.
Транксрипт:

ТЕМА 7. Монополия 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков. Ценовая дискриминация Достоинства и недостатки монополии. Методы государственного регулирования монополии. 7.1Чистая монополия и монопольная власть. 7.2Монопольное поведение фирмы. 7.3.Последствия монополизации рынков. Ценовая дискриминация Достоинства и недостатки монополии. Методы государственного регулирования монополии.

7.1. Чистая монополия и монопольная власть

Сущность монополии Чистая монополия – такая структура рынка, при которой на рынке существует единственный продавец товара/услуги, которые не имеют близких заменителей. Чистая монополия чаще встречается на местных рынках. Чистая монополия – такая структура рынка, при которой на рынке существует единственный продавец товара/услуги, которые не имеют близких заменителей. Чистая монополия чаще встречается на местных рынках.

Сущность монополии Естественная монополия возникает тогда, когда организация альтернативного производства невозможна или неэффективна. Пример: коммунальное хозяйство, электро-, и теплоснабжение, железная дорога. Искусственные монополии - монополизированные производства, которые возникают посредством слияния/поглощения компаний или возведения искусственных барьеров входа-выхода на рынок. Естественная монополия возникает тогда, когда организация альтернативного производства невозможна или неэффективна. Пример: коммунальное хозяйство, электро-, и теплоснабжение, железная дорога. Искусственные монополии - монополизированные производства, которые возникают посредством слияния/поглощения компаний или возведения искусственных барьеров входа-выхода на рынок.

Монопольная власть Фирма обладает монопольной властью, если она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем его продаж. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию монополии. Степень монопольной власти зависит от наличия близких товаров-заменителей и от доли фирмы на рынке. Монопольная власть ослабевает с течением времени. Фирма обладает монопольной властью, если она может воздействовать на цену своего товара, изменяя объем его продаж. Необходимой предпосылкой для монопольной власти является отрицательный наклон кривой спроса на продукцию монополии. Степень монопольной власти зависит от наличия близких товаров-заменителей и от доли фирмы на рынке. Монопольная власть ослабевает с течением времени.

Барьеры для входа в отрасль 1.Исключительные права, полученные от государства на производство или продажу какого-либо товара или услуги. 2.Патенты и авторские права. 3.Собственность на предложение какого-либо производственного ресурса, в т.ч. нематериальных активов - уникальных способностей, знаний, ноу-хау и т.д. 4.Преимущество низких издержек за счет эффекта масштаба – основная причина существования естественных монополий. 1.Исключительные права, полученные от государства на производство или продажу какого-либо товара или услуги. 2.Патенты и авторские права. 3.Собственность на предложение какого-либо производственного ресурса, в т.ч. нематериальных активов - уникальных способностей, знаний, ноу-хау и т.д. 4.Преимущество низких издержек за счет эффекта масштаба – основная причина существования естественных монополий.

7.2. Монопольное поведение фирмы

Монопольное поведение фирмы: цель Целью поведения фирмы в краткосрочном периоде является максимизация прибыли: Монополия достигает цели, манипулируя ценой и объемом выпуска. Функция общей выручки для монополии: Целью поведения фирмы в краткосрочном периоде является максимизация прибыли: Монополия достигает цели, манипулируя ценой и объемом выпуска. Функция общей выручки для монополии:

Монопольное поведение фирмы: спрос на продукцию монополиста q D Функция спроса на продукцию фирмы-монополиста q D Функция спроса на продукцию фирмы-монополиста

Монопольное поведение фирмы: предельная выручка Предельная выручка монополиста: (1) Эластичность спроса по цене: следовательно, (2) Подставим (2) в (1): Предельная выручка зависит от цены товара и эластичности спроса по цене. Предельная выручка монополиста: (1) Эластичность спроса по цене: следовательно, (2) Подставим (2) в (1): Предельная выручка зависит от цены товара и эластичности спроса по цене.

Монопольное поведение фирмы: предельная выручка и спрос Графически функция предельной выручки проходит ниже кривой спроса. q D Функция спроса и предельная выручка монополиста. Графически функция предельной выручки проходит ниже кривой спроса. q D Функция спроса и предельная выручка монополиста.

Выручка, издержки и прибыль монопольной фирмы E D = 1

Равновесие фирмы-монополиста

7.3. Последствия монополизации рынка. Ценовая дискриминация.

Последствия монополизации Монополия, желая максимизировать прибыль, завышает цену, и занижает объем выпуска. Монополия перераспределяет часть доходов потребителей в свою пользу в форме монопольной прибыли, что ведет к неравномерному распределению доходов в обществе. Монополия, желая максимизировать прибыль, завышает цену, и занижает объем выпуска. Монополия перераспределяет часть доходов потребителей в свою пользу в форме монопольной прибыли, что ведет к неравномерному распределению доходов в обществе.

Последствия монополизации

Ценовая дискриминация Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара. Под ценовой дискриминацией понимают практику установления разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с затратами. Смысл дискриминационного поведения состоит в том, чтобы использовать все возможности для назначения максимальной цены на каждую продаваемую единицу товара.

Условия, необходимые для проведения ценовой дискриминации 1.Фирма должна обладать достаточной монопольной властью, чтобы устанавливать различные цены. 2.Должна существовать практическая возможность выделять различные сегменты рынка. 3.Должна отсутствовать возможность перепродажи товара либо это должно быть экономически нецелесообразно. 4.Издержки проведения дискриминационной политики не должны превышать выгод от неё. 1.Фирма должна обладать достаточной монопольной властью, чтобы устанавливать различные цены. 2.Должна существовать практическая возможность выделять различные сегменты рынка. 3.Должна отсутствовать возможность перепродажи товара либо это должно быть экономически нецелесообразно. 4.Издержки проведения дискриминационной политики не должны превышать выгод от неё.

Виды дискриминации 1.Совершенная ценовая дискриминация - возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. 2.Ценовая дискриминация по объему покупки - установление разных цен для разных объемов покупки. 3.Ценовая дискриминация на сегментированных рынках - установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка). 1.Совершенная ценовая дискриминация - возможность устанавливать разные цены на каждую продаваемую единицу товара. 2.Ценовая дискриминация по объему покупки - установление разных цен для разных объемов покупки. 3.Ценовая дискриминация на сегментированных рынках - установление разных цен для разных категорий покупателей (сегментов рынка).

Механизм ценовой дискриминации

7.4. Достоинства и недостатки монополии. Методы государственного регулирования монополии

Оценка степени монополизации рынка Индекс концентрации (CR) - характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах: гдеk i -рыночная доля i-й фирмы в процентах; n - число фирм на рынке; m - число крупнейших фирм, включенных в расчет индекса. Индекс концентрации (CR) - характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах: гдеk i -рыночная доля i-й фирмы в процентах; n - число фирм на рынке; m - число крупнейших фирм, включенных в расчет индекса.

Оценка степени монополизации рынка Индекс Герфиндаля (индекс Герфиндаля- Гиршмана): гдеН - значение индекса; S – рыночная доля i-й фирмы в процентах; n - число фирм на рынке. Индекс Герфиндаля (индекс Герфиндаля- Гиршмана): гдеН - значение индекса; S – рыночная доля i-й фирмы в процентах; n - число фирм на рынке.

Оценка степени монополизации рынка Значение индекса может изменяться в пределах 0 < H Безопасным с точки зрения монополизации считается такой рынок, на котором индекс Герфиндаля меньше Такой рынок предполагает представительство не менее 10 фирм (причем доля самой крупной составляет не больше 31%, двух крупнейших не более 44, трех 54, четырех не больше 63%). Значение индекса может изменяться в пределах 0 < H Безопасным с точки зрения монополизации считается такой рынок, на котором индекс Герфиндаля меньше Такой рынок предполагает представительство не менее 10 фирм (причем доля самой крупной составляет не больше 31%, двух крупнейших не более 44, трех 54, четырех не больше 63%).

Достоинства монополии 1.Как правило, монополии – это крупные предприятия с большим положительным эффектом масштаба. Они имеют относительно низкие средние издержки и могут обеспечить снижение цен на рынке. 2.Крупные производители способны обеспечить практически все потребности общества в товарах или услугах определенного вида. 3.Крупные компании способны внедрять самые передовые технологии, требующие значительных инвестиций. Наличие крупных фирм позволяет повышать научно-технический потенциал экономики страны. 1.Как правило, монополии – это крупные предприятия с большим положительным эффектом масштаба. Они имеют относительно низкие средние издержки и могут обеспечить снижение цен на рынке. 2.Крупные производители способны обеспечить практически все потребности общества в товарах или услугах определенного вида. 3.Крупные компании способны внедрять самые передовые технологии, требующие значительных инвестиций. Наличие крупных фирм позволяет повышать научно-технический потенциал экономики страны.

Недостатки монополии 1.Завышение цен и занижение объема выпуска приводит к неэффективному использованию ресурсов. 2.Монополия уничтожает рыночную конкуренцию. 3.Высокая степень монополизации, существующая длительные промежутки времени, может привести к потере навыков ведения рыночной борьбы. 4.Наличие монополии усиливает дифференциацию доходов населения. 5.Наличие монопольной власти может способствовать нарушению закона, монополии могут являться источником коррупции в обществе. 1.Завышение цен и занижение объема выпуска приводит к неэффективному использованию ресурсов. 2.Монополия уничтожает рыночную конкуренцию. 3.Высокая степень монополизации, существующая длительные промежутки времени, может привести к потере навыков ведения рыночной борьбы. 4.Наличие монополии усиливает дифференциацию доходов населения. 5.Наличие монопольной власти может способствовать нарушению закона, монополии могут являться источником коррупции в обществе.

Антимонопольное регулирование Предметом антимонопольного законодательства являются как поведение фирм на рынке, так и структуры рынка. Антимонопольным законодательством большинства стран запрещены либо ограничены: - соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка; - договоренности между производителем и торговлей относительно предела цены; - применение демпинговых цен с целью захвата рынка; - связывающие контракты, когда фирма продает товар А, только если покупатель покупает и товар В; - ценовая дискриминация. Предметом антимонопольного законодательства являются как поведение фирм на рынке, так и структуры рынка. Антимонопольным законодательством большинства стран запрещены либо ограничены: - соглашения между фирмами с целью установления цен, ограничения выпуска или раздела рынка; - договоренности между производителем и торговлей относительно предела цены; - применение демпинговых цен с целью захвата рынка; - связывающие контракты, когда фирма продает товар А, только если покупатель покупает и товар В; - ценовая дискриминация.

Антимонопольное регулирование Общая идея антимонопольного регулирования - заставить действовать монополию по правилам рынка совершенной конкуренции, т.е. устанавливать цены на уровне предельных затрат. Одним из распространенных способов подобного регулирования является установление «потолка» цен. Общая идея антимонопольного регулирования - заставить действовать монополию по правилам рынка совершенной конкуренции, т.е. устанавливать цены на уровне предельных затрат. Одним из распространенных способов подобного регулирования является установление «потолка» цен.

Антимонопольное регулирование Установление потолка цены

Антимонопольное регулирование Другим способом регулирования является установление «справедливой» нормы прибыли для данной отрасли, как правило, гораздо более низкой, чем монопольная. Недостатки данного способа: фирма перестает минимизировать издержки, теряет рыночные ориентиры; установление допустимой нормы прибыли приводит к дальнейшему повышению барьеров входа на рынок. Другим способом регулирования является установление «справедливой» нормы прибыли для данной отрасли, как правило, гораздо более низкой, чем монопольная. Недостатки данного способа: фирма перестает минимизировать издержки, теряет рыночные ориентиры; установление допустимой нормы прибыли приводит к дальнейшему повышению барьеров входа на рынок.