Основные этапы развития экономической теории: Экономика (экономия) - IV в до н.э. – XVI в. Политическая экономия - XVI – XIX вв. Экономикс - XIX – XX вв.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 1. Экономическая теория как наука 1.1. Возникновение и развитие экономической теории как науки Предмет и методы экономической теории Место.
Advertisements

Автор термина «политическая экономия» - Антуан де Монкретьен ( ) Политическая экономия – наука о богатстве народов Возникла в период становления.
4. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ЕЁ ФУНКЦИИ. ПОЗИТИВНАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЭТ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА.
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ ДОЦЕНТ МИЩЕНКО В.М.
Company LOGO ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ Витебский профессиональный лицей 1 машиностроения им. М.Ф. Шмырева 2009.
История экономической мысли. Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. Бранил Гомера, Феокрита; Зато читал Адама Смита И был глубокой эконом,
Тема 1.1. Предмет и метод истории экономических учений Чтобы понять основные цели экономики как науки, лучше всего обратиться к трудам величайших экономистов:
Э кономика ЭКОНОМИКА Что такое экономика? Где вы встречаетесь с экономикой? Приведите примеры.
Занятие 1 Откуда ноги растут От греч. éikos дом и nomos закон, буквально правила ведения хозяйства Что такое экономика? Экономика – изучающая как с помощью.
Экономические школы Подготовила Маса Н.Ю.. Экономические школы Системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической.
Powerpoint Templates Page 1 «Основы экономики» «Введение»
Тема:Предмет и методы макроэкономики Предмет:Макроэкономика Группа:613 Выполнил студент: Салохитдинов Даврон.
Основные исторические этапы становления и развития экономической науки.
Меркантилизм
Экономика: наука и хозяйство задание на сампо: п.1., термины выучить.
Урок 1. Что такое экономика. Тема: Главные вопросы экономики.
Тема 2.3. Экономическое учение А. Смита и Д. Рикардо Методологические основы теории А. Смита Теория стоимости и доходов А. Смита
ЭКОНОМИКА – это любая деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий жизни. Слово «экономика» происходит от греческого «oikonomia»
Жан Батист Сэй (5 января 1767, Лион – 15 ноября 1832, Париж) – французский экономист, представитель классической школы политэкономии.
Б Акынбеков Чынгыз. В мировой экономической науке известны основные теории кредита ; Натуралистическая Капиталотворческая Теории денежно - кредитного.
Транксрипт:

Основные этапы развития экономической теории: Экономика (экономия) - IV в до н.э. – XVI в. Политическая экономия - XVI – XIX вв. Экономикс - XIX – XX вв. Экономика (экономия) - IV в до н.э. – XVI в. Политическая экономия - XVI – XIX вв. Экономикс - XIX – XX вв.

Основные этапы развития экономической теории: экономия Экономия - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Возникла в античном обществе, получила дальнейшее развитие в эпоху Средневековья. Термин «экономия» был предложен греческим мыслителем Ксенофонтом ( гг. до н.э.). Экономия - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Возникла в античном обществе, получила дальнейшее развитие в эпоху Средневековья. Термин «экономия» был предложен греческим мыслителем Ксенофонтом ( гг. до н.э.).

Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 1. Аристотель ( гг. до н.э.). Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономия» - хозяйство ради самообеспечения, «хрематистика» - хозяйство с целью обогащения. Исследуемые проблемы: взаимосвязь экономики и хрематистики; проблема справедливой цены; роль денег в экономике. Основные представители: 1. Аристотель ( гг. до н.э.). Аристотель различал два вида хозяйственной деятельности: «экономия» - хозяйство ради самообеспечения, «хрематистика» - хозяйство с целью обогащения. Исследуемые проблемы: взаимосвязь экономики и хрематистики; проблема справедливой цены; роль денег в экономике.

Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 2. Римские агрономы: Катон (234–149 гг. до н.э.) Варрон (116–27 гг. до н.э.) Колумелла (I в н.э.). Исследуемая проблема: Организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств. Основные представители: 2. Римские агрономы: Катон (234–149 гг. до н.э.) Варрон (116–27 гг. до н.э.) Колумелла (I в н.э.). Исследуемая проблема: Организация и методы ведения крупных рабовладельческих хозяйств.

Основные этапы развития экономической теории: экономия Основные представители: 3. Фома Аквинский ( гг. н.э.) Рассматривал экономические проблемы с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага. Исследуемые проблемы: естественное и искусственное богатство, оценка различных видов деятельности значение труда и его виды проблема справедливой цены. Основные представители: 3. Фома Аквинский ( гг. н.э.) Рассматривал экономические проблемы с позиций морали, моральной справедливости, с позиций общего блага. Исследуемые проблемы: естественное и искусственное богатство, оценка различных видов деятельности значение труда и его виды проблема справедливой цены.

Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Политическая экономия – наука о богатстве народов Возникла в период становления капитализма и укрепления централизованных государств (XVI – XVII вв.) Автор термина «политическая экономия» - Антуан де Монкретьен ( ) Политическая экономия – наука о богатстве народов Возникла в период становления капитализма и укрепления централизованных государств (XVI – XVII вв.) Автор термина «политическая экономия» - Антуан де Монкретьен ( )

Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 1. Меркантилизм (XVI - XVIII вв.). Основной формой богатства меркантилисты считали золото и серебро, а основной источник его накопления видели в активной внешней торговле. Стадии развития меркантилизма: ранний меркантилизм (монетаризм) - XVI в. поздний меркантилизм (мануфактурный) - XVII в. Практическим воплощением идей меркантилистов стала протекционистская политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка в целях максимально возможного накопления богатства нации. Основные школы: 1. Меркантилизм (XVI - XVIII вв.). Основной формой богатства меркантилисты считали золото и серебро, а основной источник его накопления видели в активной внешней торговле. Стадии развития меркантилизма: ранний меркантилизм (монетаризм) - XVI в. поздний меркантилизм (мануфактурный) - XVII в. Практическим воплощением идей меркантилистов стала протекционистская политика государства, направленная на защиту внутреннего рынка в целях максимально возможного накопления богатства нации.

Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 2. Экономическая школа физиократов (XVIII в.). Источник богатства нации и прироста капитала - чистый доход, возникающий в земледелии как дар природы. Глава школы физиократов - Франсуа Кенэ ( ) - создал первую макроэкономическую модель, отражающую движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: производительным (земледельцы), классом земельных собственников и непроизводительным (все лица, не связанные с земледелием). Основные школы: 2. Экономическая школа физиократов (XVIII в.). Источник богатства нации и прироста капитала - чистый доход, возникающий в земледелии как дар природы. Глава школы физиократов - Франсуа Кенэ ( ) - создал первую макроэкономическую модель, отражающую движение совокупного общественного продукта между тремя классами граждан нации: производительным (земледельцы), классом земельных собственников и непроизводительным (все лица, не связанные с земледелием).

Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Источник богатства нации и накопления капитала находится в сфере производства. Существуют «естественные законы экономики» Естественным состоянием экономики является либерализм, взаимодействие индивидов регулируется "невидимой рукой" Концепция "экономического человека" Интересы общества есть сумма интересов отдельных лиц В экономике существует свободная конкуренция, текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Источник богатства нации и накопления капитала находится в сфере производства. Существуют «естественные законы экономики» Естественным состоянием экономики является либерализм, взаимодействие индивидов регулируется "невидимой рукой" Концепция "экономического человека" Интересы общества есть сумма интересов отдельных лиц В экономике существует свободная конкуренция, текучесть ресурсов, подвижность цен и заработной платы

Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Адам Смит ( ) Давид Рикардо ( ) Жан Батист Сэй ( ) Джон Стюарт Милль ( ) Основные школы: 3. Классическая политическая экономия (конец XVIII – середина XIX вв.) Адам Смит ( ) Давид Рикардо ( ) Жан Батист Сэй ( ) Джон Стюарт Милль ( )

Основные этапы развития экономи- ческой теории: политическая экономия Основные школы: 4. Марксизм (вторая половина XIX века) Основоположники: К.Маркс ( ) и Ф.Энгельс ( ). Основные достижения: теория прибавочной стоимости; изучение сущности капитала и капиталистического хозяйства; исследование динамики экономической системы, теория общественно-экономических формаций. Основные школы: 4. Марксизм (вторая половина XIX века) Основоположники: К.Маркс ( ) и Ф.Энгельс ( ). Основные достижения: теория прибавочной стоимости; изучение сущности капитала и капиталистического хозяйства; исследование динамики экономической системы, теория общественно-экономических формаций.

Основные этапы развития экономической теории: экономикс Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов Возникла в последней трети XIX века Автор термина «экономикс» – Альфред Маршалл ( ). Экономикс – наука о рациональном использовании ограниченных ресурсов Возникла в последней трети XIX века Автор термина «экономикс» – Альфред Маршалл ( ).

Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 1. Маржинализм (последняя треть XIX века) Маржиналисты перешли от исследования проблем формирования богатства нации к исследованию поведения отдельных экономических субъектов. Основное внимание уделяли не производству, а распределению и обмену. Все экономические процессы рассматривали со стороны субъективных оценок индивидов, в первую очередь - потребителей. Создали теорию предельной полезности как основы ценности и цены благ. Основные школы: 1. Маржинализм (последняя треть XIX века) Маржиналисты перешли от исследования проблем формирования богатства нации к исследованию поведения отдельных экономических субъектов. Основное внимание уделяли не производству, а распределению и обмену. Все экономические процессы рассматривали со стороны субъективных оценок индивидов, в первую очередь - потребителей. Создали теорию предельной полезности как основы ценности и цены благ.

Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 2. Неоклассическая школа (конец XIX – первая треть XX века) Основные достижения: изучение мотивов и механизма поведения потребителей и производителей на различных рынках теория ценообразования – цена как результат взаимодействия спроса и предложения теория денег теория процента теория благосостояния. Основные школы: 2. Неоклассическая школа (конец XIX – первая треть XX века) Основные достижения: изучение мотивов и механизма поведения потребителей и производителей на различных рынках теория ценообразования – цена как результат взаимодействия спроса и предложения теория денег теория процента теория благосостояния.

Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 3. Кейнсианство ( гг.) Основоположник – Дж.М.Кейнс ( ) Кейнсианство поставило в центр внимания проблемы макроэкономического анализа. Его представители перешли к анализу агрегированных рынков и совокупных величин. Кейнс утверждал, что рынок не является идеальным саморегулирующимся механизмом, экономика не может самостоятельно достичь равновесия и нуждается во вмешательстве государства. Основные школы: 3. Кейнсианство ( гг.) Основоположник – Дж.М.Кейнс ( ) Кейнсианство поставило в центр внимания проблемы макроэкономического анализа. Его представители перешли к анализу агрегированных рынков и совокупных величин. Кейнс утверждал, что рынок не является идеальным саморегулирующимся механизмом, экономика не может самостоятельно достичь равновесия и нуждается во вмешательстве государства.

Основные этапы развития экономической теории: экономикс Основные школы: 4. Неолиберальное направление (1930 – 1990 гг.) Данное направление рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Основные школы этого направления: неолиберализм монетаризм теория рациональных ожиданий Основные школы: 4. Неолиберальное направление (1930 – 1990 гг.) Данное направление рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Основные школы этого направления: неолиберализм монетаризм теория рациональных ожиданий

Основные этапы развития экономи- ческой теории: институционализм Развитие институционализма – конец XIX в. – наст. время Институционализм рассматривает экономическую деятельность людей и процесс социально-экономического развития общества в целом как результат действия институтов. Институт - совокупность правовых норм, обычаев, привычек. Институционализм отрицает существование «рационального человека», цели и предпочтения субъектов формируются обществом и его институтами. Экономика - часть социальной системы, экономические процессы включают в себя и неэкономические факторы. Развитие институционализма – конец XIX в. – наст. время Институционализм рассматривает экономическую деятельность людей и процесс социально-экономического развития общества в целом как результат действия институтов. Институт - совокупность правовых норм, обычаев, привычек. Институционализм отрицает существование «рационального человека», цели и предпочтения субъектов формируются обществом и его институтами. Экономика - часть социальной системы, экономические процессы включают в себя и неэкономические факторы.