Менеджмент
1. Сущность и содержание теории управления. Соотношение понятий «управление» и «менеджмент».
Взаимосвязь основных категорий СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ Субъект управления Объект управления Прямая связьОбратная связь
Менеджмент Процесс Вид деятельности Категория людей Аппарат управления Наука
Иерархия науки менеджмент Уровень 1 Общий менеджмент Уровень 2 Области знаний об управлении составляющими организации: финансовый менеджмент, инвестиционный менеджмент, инновационный менеджмент, информационный менеджмент, стратегический менеджмент, менеджмент качества, коммуникационный менеджмент, риск-менеджмент и т.д. Уровень 3 Область знаний об управлении организациями конкретной отрасли
Предмет менеджмента - законы, принципы, методы построения и функционирования организаций, а также отношения складывающиеся между людьми в процессе управления.
6. Понятие организации. Внутренняя и внешняя среда организации.
Внутренняя среда организации организационная структура бизнес-процессы технологии кадры организационная культура
Внешняя среда косвенного воздействия Внешняя среда прямого воздействия Внутренняя среда организации: организационная структура, бизнес-процессы, технологии, кадры, организационная культура. потребители конкуренты поставщики технологиипрофсоюзы законодат-во налоговые органы Социальная среда Экология
Миссия Зачем? Стратегические цели Что? Как? Подцель Задачи
Миссия МРК «Сибирьтелеком» Быть лидирующим оператором связи в Сибирском регионе. Основа нашей деятельности - это совмещение передовых производственных технологий и продуманной маркетинговой политики для предоставления широкого выбора качественных телекоммуникационных услуг для всех категорий пользователей.
Стратегические цели выход на мировые рынки, диверсификация бизнеса, увеличение доли рынка, повышение качества продукции, повышение имиджа компании, признание компании лидером, создание корпоративного бренда, повышение конкурентоспособности
7. Методы анализа внешней среды.
Анализ внешней среды организации Идентификация ближнего и дальнего окружения Сегментация окружения Анализ шансов и угроз
STEP-анализа Социальные факторы Технологические факторы Экономические факторы Политические факторы
Strength – сильные стороны, Weakness – слабые стороны, Opportunities – возможности, Threats – угрозы. SWOT-анализ
Модель SWOT-анализа О (Opportunities) - возможности Т (Threats) - угрозы S (Strength) - сильные стороны SOST W (Weakness) - слабые стороны WOWT
Усеченный вариант SWOT-матрицы Сильные стороны Слабые стороны ВозможностиУгрозы
Поле SO «Сильные стороны-возможности» Как используя свои сильные стороны, компания может использовать имеющиеся возможности?
Поле ST «Сильные стороны- угрозы» Каким образом используя свои сильные стороны компания может противостоять угрозам?
Поле WO «Слабые стороны - возможности» Какие слабые стороны могут помешать компании воспользоваться возможностями? За счет каких возможностей компания может улучшить свое положение на рынке?
Поле WT «Слабые стороны – угрозы» Какие слабые стороны компании не позволяют ей должным образом противостоять угрозам?
SNW-анализ Strength – сильные стороны, Neutral – нейтральная сторона, Weakness – слабые стороны.
Анализ шансов и угроз События и тенденции Влияние Позитивное (шансы) Нейтральное Негативное (угрозы) Экономические: Политические: Социальные: Технологические: Экологические: 1. 2.
Наименование фактора внешней средыАBCD 1 Снижение рождаемости 2 Миграция 3 Рост уровня безработицы 4 Снижение доходов населения 5 Рост уровня инфляции и др. Метод анализа профиля среды
А – важность для отрасли, B – влияние на организацию, C – направленность влияния D – комплексный показатель D=A*B*C
Высокая важность Умеренная важность Слабая важность 321 Оценка важности для отрасли
СильноеУмеренноеСлабоеОтсутствует 3210 Оценка влияния на организацию
Позитивное влияние Негативное влияние (+1)(-1) Оценка направленности влияния на организацию
8. Процесс управления организацией. Функции менеджмента
Прогнозирование Планирование Организация КоординацияМотивация Контроль Анализ Принятие решений Коммуникации
ЭТАП 1 Прогнозирование
Прогнозирование - - процесс исследования тенденций развития организации и её внешнего окружения.
Зачем нужны прогнозы? Цель прогнозирования?
ЭТАП 2 Планирование
с управленческой точки зрения с общеэкономической точки зрения Планирование как экономическая категория функция менеджмента процесс составления плана
Планирование должно дать ответы на 4 вопроса: ЧТО хочет представлять собой компания? КАК могут быть достигнуты цели компании? КУДА она собирается двигаться? ГДЕ она находится в настоящее время?
ЭТАП 3 Организация
Определяются методы и средства достижения поставленной цели, Обеспечение необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными, трудовыми и т.д.) Осуществляется делегирование полномочий и ответственности
ЭТАП 4 Координация
Главная задача состоит в обеспечении согласованности действий всех подразделений компании. Осуществляется посредством: проведения совещаний, контактов между руководителями, согласованием планов-графиков
ЭТАП 5 Мотивация
анализ мотивационных потребностей персонала, определяется какая форма мотивации будет преобладать, система материального стимулирования должна быть формализована!
ЭТАП 6 Контроль
Вид контроляВремяЦель Предварительный До начала реализации проекта Оценка оптимальности планов Текущий Во процессе реализации проекта Обнаружение отклонений Заключительный По окончании реализации проекта Оценка достижения поставленной цели
Этап 7 Анализ
исследование причин не достижения цели, разработка комплекса мер по их устранению
Коммуникации
- процесс передачи информации от одного субъекта к другому. Вертикальные коммуникации – процесс передачи информации между уровнями управления. генеральный директор, директор департамента, начальник отдела, специалист.
Горизонтальные коммуникации – процесс передачи информации между отделами организации или между специалистами на одном уровне управления. ПФОБухгалтерия Отдел кадров