Южное Зауралье в конце вв.
История Зауралья История заселения и освоения нашего края уходит в глубь тысячелетий. Находясь на пересечении дорог из Азии в Европу, на границе между степью и лесом, регион являлся местом пересечения многих миграционный потоков. На протяжении тысячелетий через эти земли прошли сотни племен и народов.
Заселение Южного Зауралья в веках Местное население Южного Зауралья составляли прежде всего татары, которые пришли сюда в 16 веке после присоединения Казанского ханства к России, башкиры, жившие в основном в западной части района, калмыки-торгоуты, кочевавшие по этой территории в первой половине 17 века, а также киргиз-кайсаки, появившиеся на территории нашего края в конце 17 века.
Эти народы вели кочевой или полукочевой образ жизни с использованием примитивного земледелия, охоты и собирательства. Родиной этих кочевых народов была вся Великая Степь от Черного моря до Китая.
Активное заселение русскими Южного Зауралья началось со второй половины 17 века. Почти сразу начинаются переписи населения. Первым русским поселением в Южном Зауралье был Далматовский монастырь, основанный в 1644 году монахом Богоявленского Невьянского монастыря Далматом, в миру Дмитрий Иванович Мокринский.
Заселение территории нашей области шло таким образом: вначале основывалось укрепленное поселение (слобода или острог), затем вокруг них возникали новые поселения (села и деревни), основателями которых были выходцы из этих острогов и слобод, откуда были отпущены с разрешения местной администрации. В результате складывалась определенная территориальная целостность.
К середине 80-х годов 17 века в Южном Зауралье было два главных очага по числу русского населения – Шадринская слобода в Приисетье и Царево Городище в Среднем Притоболье.
Хозяйственное освоение Южного Зауралья в века Колонизация территории – это заселение и хозяйственное освоение, в результате чего переселенцы становятся оседлым населением. Окончательное присоединение Сибири к России могло произойти только при создании на новых землях сельского хозяйства. Первоначально русских привлекала в Сибирь пушнина, но Южное Зауралье не имело серьезного промыслового значения, поэтому освоение территории нашего края имело земледельческий характер.
Ремесло, промыслы и хозяйственные связи В Южном Зауралье главными отраслями сельского хозяйства были земледелие и скотоводство, а промыслы и ремесла были нацелены в основном на удовлетворение личных нужд крестьянина. В Южном Зауралье было развито мукомольное производство, у многих крестьян были свои мельницы, но также было распространено совместное, артельное владение мельницами.
Рыболовство на нашей территории было развито, но из-за отсутствия ценных пород рыб оно лишь удовлетворяло личные потребности крестьян. Ремесла – обязательная часть крестьянского хозяйства. Люди перерабатывали продукты земледелия и скотоводства для получения предметов домашнего обихода: выделка кож, производство глиняной и деревянной посуды, ткачество, выделка шкур и другие. Из сала готовили мыло, свечи, из шерсти – войлок, валяную обувь, сермяжное сукно. Из выделанных овчин шили меховую одежду, рукавицы. В каждой деревне были кожевники, шерстобиты, войлокаты, мыльники, портные.
Лесной промысел был развит главным образом для обеспечения крестьянских хозяйств дровами и строевым лесом. Но иногда крестьяне переплавляли лес в Тобольск на продажу. Крестьяне также занимались копкой слюды, вываркой соли, изготовлением кирпича, извести, гончарных изделий.
Основной транспорт на территории нашей области был речной. Река Тобол с притоками Исеть, Миасс, Уй – были транспортными путями в 17 веке. Первый путь – по рекам Исеть и Миасс от верховий вплоть до впадения в Тобол, второй путь - от верховий вплоть до самого Тобольска. Именно по этим путям хлеб во второй половине 17 века попадал на рынок Тобольска. На протяжении всего 17 века Тобольск был главным центром притяжения для всего Южного Зауралья.
Основные формы социальной борьбы в Южном Зауралье В 17 веке в Южном Зауралье не происходило крупных социальных волнений. Это обусловлено процессом колонизации этой территории, что давало возможность людям, недовольным своим положением, перемещаться в другие районы Сибири. Но социальный протест существовал в форме протеста старообрядцев против реформы церкви На территории Южного Зауралья имели место старообрядческие, раскольнические, выступления. Так, в 1682 году в Утятской слободе произошло самосожжение 104 раскольников. Одна из форм социального протеста – побег.