Содержание и организация экологической экспертизы. Объективные потребности и реальность.
Предпосылки формирования системы ОВОС и экологической экспертизы Предпосылки формирования системы ОВОС и экологической экспертизы Устойчивые тенденции ухудшения состояния окружающей среды, негативных последствий, Осознание недостаточности регламентаций и организации ООС Общественное беспокойство состоянием окружающей среды и негативными последствиями, Оформившееся научное представление причин экологических проблем, Положительный опыт применения экологической оценки в преодолении кризисных экологических ситуаций в национальных масштабах Участие СССР в международных конференциях по проблемам экологии, устойчивого развития Национальный опыт проведения экологической экспертизы относительно программ и планов народнохозяйственного значения Национальный опыт организации общественных экологических экспертиз творческой интеллигенцией Изменение общественно-политической организации общества Приватизация и переход от народно-хозяйственного управления на рыночные отношения. Формирование системы требований ОВОС и экологической экспертизы определено объективными потребностями развития действовавшей системы управления ООС.
Объективные предпосылки формирования механизмов и инструментов процедуры ОВОС Ожидания обществаМеханизмы и инструменты Оценка реальных обстоятельств намечаемой деятельности. Учет совокупности прогнозируемых последствий Обращение к последствиям. Введение экологических требований. Введение экспертных оценок привлекаемыми по конкретному поводу учеными, специалистами, представляющих существо вопроса Документальное авторитетное для общественности подтверждение допустимого воздействия и последствий Некоммерческая основа ГЭЭ. Участие Советов ГЭЭ Достижение консенсуса. Заключение ГЭЭ, подтверждаемое уполномоченным органом, персонифицировано Проведение исследований воздействий и последствий деятельности в ходе разработки проекта ОВОС (1989 – ) Получение информации о намечаемой деятельности. Участие общественности, учета их интереса и беспокойства Проводники требований: 1989; 1991 г. – ГЭЭ, 1995 г. – ОЭЭ Советы экологической экспертизы Процедура ОВОС Объединение ведомственных усилий в области ООС. Формирование и проведение в жизнь единой методологической и правовой базы Создание Госкомприроды СССР, интегрированной системы ГЭЭ Организация экспертизы объектов территориального развития. Учет федеративного устройства государства Формирование региональных и территориальных органов ООПС двойного подчинения.
Отношения (регламентации) области природопользования и охраны окружающей среды Регламентации деятельности законы нормы правила методики Среда – Функции управления 2 – Функции надзора Население Органы управления, контроля и надзора Уровни: РФ Субъекты РФ Органы местного самоуправления Объекты охраны природы Требования и критерии Нормативы пользования Хозяйствующий субъект
Отношения (регламентации) области охраны среды обитания Среда обитания Регламентации деятельности законы нормы правила методики Нормативы допустимых воздействий Санитарно-гигиенический надзор Границы СЗЗ Требования и критерии Санитарно- гигиенические нормативы качества
Отношения (регламентации) среды жизнедеятельности Среда жизнедеятельности Минрегионразвитие Регламентации деятельности законы нормы правила методики Требования и критерии Планировочные Охраны окружающей среды Санитарно- гигиенические Технические регламенты
Современная система организации и регламентации хозяйственной деятельности в экологической сфере Регламентации деятельности + императивы экологических отншений законы нормы правила методики + классификация + процедура ОВОС Требования и критерии Нормативы качества Последствия от воздействия Социально- гигиенические Социально- экологические Эколого-экономические Информация,обсуждении. Компенсации Специально уполномоченный орган (?) и его специализированное подразделение + Применение экспертных оценок + Приглашенные эксперты + Сравнение с передовым опытом Исследования
Предложения Сформировать правовые и организационные условия решения имеющихся проблем и обеспечения развития системы процедуры ОВОС: Восстановление структуры федеральных и территориальных государственных органов, обеспечивающих проведение единой политики, надзор и контроль в областях ООС и экологической экспертизы; Восстановление механизмов государственной экологической экспертизы и ОВОС с помощью внесения соответствующих поправок в Федеральный Закон «Об экологической экспертизе» и Градостроительный Кодекс с учетом существующих проблем и имеющегося опыта; Внесение в Федеральное законодательство изменений с учетом анализа имеющихся проблем, процедуры ОВОС, отечественного и признанного международного опыта экологической оценки, включая экологическую классификацию; Обеспечить пример государства в исполнении требований ОВОС. В подготовке решений реализации административных реформ выполнять оценку их последствий по всем областям права и сферам деятельности, исключить ведомственные и отраслевые приоритеты. Кто и как?