Подростковая конфликтность педагог- психолог Колесникова Татьяна Александровна г. Искитим МБОУ СОШ 14
Рассмотрим с начало, кто такой подросток Подростковый возраст стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
подросток протестующий характер поведения по отношению к взрослым, -полоролевая идентичность агрессивность, жестокость
КОНФЛИКТ- противостояние, стремление приобрести ценности за счет ущемления интересов других. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются: 1.Участники конфликта (оппоненты) 2.Предмет конфликта
Причины конфликтов недостаточно хорошее знание человека; неправильное понимание его намерений; неверное представление о том, что он на самом деле думает; ошибочная интерпретация мотивов совершенных поступков; неточная оценка отношения данного человека к другому.
Конфликтная ситуация Сторона 2 Сторона 1 конфликт а Образы конфликтной ситуации Предмет конфликта, или объект Условия конфликта Действия участников конфликта Исход конфликта
Способы поведения в конфликтных ситуациях. Ориентирование на себяОриентирование на других Стили разрешения конфликта сотрудничество избегание компромисс доминирование (конфронтация) уступчивость (сглаживание)
Роль социального конфликта Информирование о наличии общих проблем Стимулирование социальных изменений Снятие психологической напряженности участников конфликта: сознание своих интересов и интересов других Создание стрессовых ситуаций Нарушение порядка общественной жизни Разрушение равновесия сил, устойчивого положения
Распространены среди учащихся конфликты лидерства, в которых отражается борьба за первенство в классе. Путь к лидерству связан с демонстрацией превосходства, цинизма, жестокости, безжалостности Подвержен стадности, немотивированной жестокости, унижения себе подобных Развитие агрессивного поведения школьников связано с дефектами социализации личности примитивный тип общения
Причины конфликтов родителей с подростками Подростки в конфликте: Родители в конфликте: 1.Кризис переходного возраста 2.Стремление к самостоятельности и самоопределению 3.Требование большей автономии во всем от одежды до помещения 4.Привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье 5.Бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми 1.Нежелание признавать, что ребенок стал взрослым 2.Боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы 3.Проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте 4.Борьба за собственную власть и авторитетность 5.Отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка 6.Неподтверждение родительских ожиданий
деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; отношений, возникающие в сфере эмоционально- личностных отношений учащихся и учителей; Учитель предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину.
Совместный поиск путей преодоления конфликта Прямой диалог сторон Компромисс - (лат. Compromissum) соглашение путем взаимных уступок без ущемления коренных интересов Демонстрация взаимного уважения Посредничество использование третьей стороны в решении конфликта
Методы выхода из конфликта Для выхода из конфликтной ситуации можно: 1.Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других 2.Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте 3.Поставить себя на место другого человека 4.Осознать право на существование иной точки зрения 5.Быть твердым, говоря о проблеме, и мягким с людьми
Правила поведения педагога в «трудной» ситуации Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ученика. Характеризуя поведение ученика, используйте конкретное описание того поступка, который он совершил, вместо оценочных замечаний в его адрес. Не усиливайте напряжение ситуации. К усилению напряжения могут привести следующие действия учителя: Чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков; Резкая критика; Повторяющиеся упреки; Решительное установление границ разговора; Упреки. Обсудите поступок позже. Позвольте ученику «сохранить лицо» Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.
Других не зли и сам не злись. Мы гости в этом бренном мире. А если, что не так – смирись, Будь умнее - улыбнись, Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно: Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно… Омар Хаям
Спор это пережевывание противоречий для усвоения содержащихся в них истин. В. Г. Кротов Леди отличается от цветочницы не тем, как она себя держит, а тем, как она с ней себя держит. Бернард Шоу От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов. Сенека Конфликт это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Уильям Линкольн
Спасибо за внимания!