Татьяна Никитична Толстая 1951 г.
Известные произведения Т.Толстой: Рассказы: «На золотом крыльце сидели» (1983) «Соня» (1984) «Милая Шура» (1985) «Факир» (1986) «Вышел месяц из тумана» (1987) «Ночь» (1987) «Йорик» (2000) «Окошко» (2007) Роман «Кысь» (2000)
Тема урока: Роль хронотопа в рассказе Татьяны Толстой «Ночь»
Цели урока: знакомство с творчеством Татьяны Толстой; изучение своеобразия художественного мира в рассказе через пространственно- временные категории; воспитание вдумчивого читателя, собеседника.
Рабочий лист Тема: «Роль хронотопа в рассказе Татьяны Толстой « Ночь» 1. Хронотоп - это …………………………………… 2. Главные герои рассказа ………………………
Художественное пространство ( topos ) Детали интерьера Художественное время ( chronos ) Примечания ( наше восприятие худ. времени) Вывод: Общий вывод:
4. Что значит для Алексея Петровича слово ночь? 5.Каким вы представляете внутренний мир Алексея Петровича? 6. Чему учит нас этот рассказ? 7. Принято считать, что произведения Татьяны Толстой относятся к «жестокой прозе». Как вы думаете, почему?
«хронос» – время «топос» – место Хронотоп
хронология хронометр хронограф топоним топонимика топография
Черты хронотопа в литературе века: 1. Абстрактное пространство вместо конкретного. 2. Неопределенное место и время действия. 3. Память персонажа как внутреннее пространство развернутых событий.
Ванная комната КомнатаКвартира утром Коридор Кухня Лифт Улица Аптека Киоск с мороженым Пушкинская пл. Сны Алексея Петровича Художественное пространство
Вывод: 1. Существуют два мира: а) мир, выдуманный Алексеем Петровичем; б) мир реальный, полный опасностей. 2. Пространство влияет на ход событий, на жизнь главного героя, на его мировоззрение.
Утро Солнце передвинулось в другое окно Заря упала за высокие дома Зубчатые колеса тянут солнце вверх, а луну вниз Ночь Небо все усыпано звездами Художественное время
Вывод: 1. Временные обозначения дает герой (длительность происходящего) 2. Существование в настоящем времени ( прошлое не помнит, будущего нет)
Особенности направления «жестокая проза»: – Социально-критический пафос – Погруженность в быт – Видимое отсутствие «должного идеала» – Отказ от назидательности – Тема одиночества, душевной изоляции человека
Спасибо за внимание!