Выполнили Юдина Мария и Маслова Екатерина
Валерий Брюсов родился 1 декабря 1873 года в Москве, в купеческой семье. Будущий мэтр символизма был внуком поэта - баснописца А. Я. Бакулина, издавшего в х гг. сборник « Басни провинциала ». ( фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения ); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело. Дед Валерия, Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года. Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов ( ), сочувствовал идеям революционеров - народников ; он публиковал стихотворения в журналах ; в 1884 году Яков Брюсов отослал в журнал « Задушевное слово » написанное сыном « Письмо в редакцию », описывавшее летний отдых семьи Брюсовых ; « письмо » было опубликовано ( 16, 1884).
Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе ; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого ( в журнале « Русский спорт » за 1889 год ) представляет собой статью в защиту тотализатора. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе ; большое внимание в семье Брюсовых уделялось « принципам материализма и атеизма », поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу (« От сказок, от всякой чертовщины, меня усердно оберегали. Зато об идеях Дарвина и принципах материализма я узнал раньше, чем научился умножать », вспоминал Брюсов ); но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди « друзей » его ранних лет были как литература по естествознанию, так и « французские бульварные романы », книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи словом « всё, что попадалось под руку ». При этом будущий поэт получил хорошее образование он учился в двух московских гимназиях ( с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана ( был отчислен за пропаганду атеистических идей ), в годах в частной гимназии Л. И. Поливанова ; последний великолепный педагог оказал значительное влияние на юного поэта ); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой.
Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им « Весы » стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом ( противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы « Перевалу » и « Золотому Руну »). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных « подражаний Брюсову ». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников - символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного « мэтра », творящего поэзию « мага », « жреца » культуры, и среди акмеистов ( Николай Гумилёв, Зенкевич, Мандельштам ), и футуристов ( Пастернак, Шершеневич и др.). Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль « побеждённого учителя победителей - учеников », повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства « ревности » к новому поколению символистов ( см. стихотворение « Младшим »: « Они Её видят ! Они Её слышат !…», 1903).
Журнал « Весы » прекращает выходить в 1909; к 1910 активность русского символизма как движения снижается. В связи с этим Брюсов прекращает выступать как деятель литературной борьбы и лидер конкретного направления, занимая более взвешенную, « академическую » позицию. С начала х годов он уделяет значительное внимание прозе ( роман « Алтарь победы »), критике ( работа в « Русской мысли », журнале « Искусство в Южной России »), пушкинистике. В 1913 году поэт переживает личную трагедию, вызванную мучительным для обоих романом с молодой поэтессой Надеждой Львовой и её самоубийством. В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Брюсов отправился на фронт военным корреспондентом « Русских ведомостей ». Следует отметить рост патриотических настроений в лирике Брюсова годов.
годы многие исследователи считают периодом духовного и, как следствие, творческого кризиса поэта. Уже сборники конца х годов « Земная ось », « Все напевы » (1909) оценивались критикой как более слабые, чем «Stephanos», в основном они повторяют прежние « напевы »; усиливаются мысли о бренности всего сущего, проявляется духовная усталость поэта ( стихотворения « Умирающий костёр », 1908; « Демон самоубийства », 1910). В сборниках « Зеркало теней » (1912), « Семь цветов радуги » (1916) нередкими становятся выдающие этот кризис авторские призывы к самому себе « продолжать », « плыть дальше » и т. п., изредка появляются образы героя, труженика. В 1916 году Брюсов издал стилизованное продолжение поэмы Пушкина « Египетские ночи », вызвавшее крайне неоднозначную реакцию критики. Отзывы годов ( писавшая под псевдонимом Андрей Полянин София Парнок, Георгий Иванов и др.) отмечают в « Семи цветах радуги » самоповторения, срывы поэтической техники и вкуса, гиперболизированные самовосхваления (« Памятник » и др.), приходят к выводу об исчерпанности брюсовского таланта.
С попыткой выйти из кризиса и найти новый стиль исследователи творчества Брюсова связывают такой интересный эксперимент поэта, как литературную мистификацию посвящённый Надежде Львовой сборник « Стихи Нелли » (1913) и продолжившие его « Новые стихи Нелли » ( , остались не изданными при жизни автора ). Эти стихи написаны от лица увлечённой модными веяниями « шикарной » городской куртизанки, своего рода женского соответствия лирического героя Игоря Северянина, поэтика обнаруживает наряду с характерными приметами брюсовского стиля, благодаря которым мистификация была скоро разоблачена влияние Северянина и футуризма, к появлению которого Брюсов относится с интересом.
В 1917 году поэт выступил с защитой Максима Горького, раскритикованного Временным правительством. После Октябрьской революции 1917 года Брюсов активно участвовал в литературной и издательской жизни Москвы, работал в различных советских учреждениях. Поэт по - прежнему был верен своему стремлению быть первым в любом начатом деле. С 1917 по 1919 год он возглавлял Комитет по регистрации печати ( с января 1918 года Московское отделение Российской книжной палаты ); с 1918 по 1919 год заведовал Московским библиотечным отделом при Наркомпросе ;. с 1919 по 1921 год был председателем Президиума Всероссийского союза поэтов ( в качестве такового руководил поэтическими вечерами московских поэтов различных групп в Политехническом музее ). В 1919 году Брюсов стал членом РКП ( б ). Работал в Государственном издательстве, заведовал литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе, был членом Государственного учёного совета, профессором МГУ ( с 1921); с конца 1922 года заведующий Отделом художественного образования Главпрофобра ; в 1921 году организовал Высший литературно - художественный институт ( ВЛХИ ) и до конца жизни оставался его ректором и профессором. Брюсов являлся и членом Моссовета. Принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии ( являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания ; первый том вышел уже после смерти Брюсова ). В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от Советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта « перед всей страной » и выражалась « благодарность рабоче - крестьянского правительства ».
После революции Брюсов продолжал и активную творческую деятельность. В Октябре поэт увидел знамя нового, преображённого мира, способного уничтожить буржуазно - капиталистическую культуру, « рабом » которой поэт считал себя ранее ; теперь же он может « возродить жизнь ». Некоторые постреволюционные стихи являются восторженными гимнами « ослепительному Октябрю »; в отдельных своих стихах он славит революцию в один голос с марксистскими поэтами ( см., например, стихотворения сборника « В такие дни » (1923) в частности, « Работа », « Отклики », « Братьям - интеллигентам », « Только русский »). Став родоначальником « русской литературной Ленинианы », Брюсов пренебрёг « заветами », изложенными им самим ещё в 1896 году в стихотворении « Юному поэту » « не живи настоящим », « поклоняйся искусству ».
Несмотря на все свои стремления стать частью наступившей эпохи, « поэтом Новой жизни » Брюсов стать так и не смог. В е годы ( в сборниках « Дали » (1922), «Mea» (« Спеши !», 1924)) он радикально обновляет свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы ( вновь, как в эпоху « Стихов Нелли », используя опыт футуризма ); Владислав Ходасевич, в целом критически настроенный к Брюсову, не без сочувствия оценивает этот период как попытку через « сознательную какофонию » обрести « звуки новые ». Эти стихи насыщены социальными мотивами, пафосом « научности » ( в духе « научной поэзии » Рене Гиля, которой Брюсов интересовался ещё до революции : « Мир электрона », 1922, « Мир N- измерений », 1924), экзотическими терминами и собственными именами ( автор снабдил многие из них развёрнутым комментарием ). Манеру позднего Брюсова детально исследовавший её М. Л. Гаспаров назвал « академический авангардизм ».
В некоторых текстах проявляются ноты разочарования своей прошлой и настоящей жизнью, даже самой революцией ( особенно характерно стихотворение « Дом видений »). В своём эксперименте Брюсов оказался одинок : в эпоху построения новой, советской поэзии опыты Брюсова были сочтены слишком сложными и « непонятными массам »; представители модернистской поэтики также отнеслись к ним отрицательно. 9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления лёгких ( вероятно, приблизило смерть и давнее пристрастие Брюсова к наркотикам сперва к морфию, а затем, после революции, и к героину ). Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.
Брюсов занимался редакторской деятельностью под его контролем производилось издание собрания сочинений Каролины Павловой, нескольких изданий пушкинских произведений. Он приступил к редактированию полного собрания сочинений Пушкина ( работа, оборвавшаяся на первом томе, включала и дописание неоконченных произведений ).
При работе над сборниками « Русские символисты » ( ) Брюсов использовал множество псевдонимов. Функция псевдонима здесь состоит не в сокрытии подлинной фамилии автора, а в мистификации читателя. Поэт в качестве редактора сборников стремился создать впечатление большого числа своих единомышленников и последователей, якобы у него имевшихся в этих изданиях, и, таким образом, увеличить их общественное значение. В этом состоит уникальность применения псевдонимов Брюсовым.
А. А - ий Аврелий Бр., Вал. Бр - ов, В. Бакулин, В. В. В. Б. В. Я. Б. Веригин, А. Галахов, Анатолий Гармодий Даров, В. И. А. К. К. К. Л. Р. Латник М. М. П. Маслов, В. А. Москвитянин Нелли Пентаур Р. Сбирко, Д. Созонтов, К. Спасский Товарищ Герман Турист Фукс, З. Ch. Enrico L. ***