учитель литературы Мещерякова Н.А. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл А.А.Ахматова
учитель литературы Мещерякова Н.А. Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности… Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи… А.А.Блок
учитель литературы Мещерякова Н.А. Серебряный век ( ) ? Оцуп Н.А. По силе и энергии, по обилию удивительных созданий поэзия этого периода является достойным продолжением «золотого века» Русский культурный Ренессанс Бердяев Н.А.
учитель литературы Мещерякова Н.А. Начало века дало такое количество талантливых поэтов, что их число можно было бы сравнить с россыпью сотен звезд на черном бархате ночного неба
учитель литературы Мещерякова Н.А. Разное понимание роли и места человека в мироздании реализм модернизм
учитель литературы Мещерякова Н.А. Модернизм (фр. Moderne-новейший, современный) - художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале 20 века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в пространстве своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций.
учитель литературы Мещерякова Н.А.
Символизм ( Д.Мережковский) Символ- основная эстетическая категория Тематика произведений: отрицание действительности( мир- зверинец, тюрьма, келья); жизнь- сон, игра теней; самообожествление; метание человека от мрака к свету (мотив качелей); одиночество; Вечная Женственность, Душа мира
учитель литературы Мещерякова Н.А. «Старшие символисты» Д.Мережковский З. Гиппиус В. Брюсов К. Бальмонт
учитель литературы Мещерякова Н.А. Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов
учитель литературы Мещерякова Н.А. «Младшие символисты» А.Блок А.Белый
учитель литературы Мещерякова Н.А. Футуризм ( будущее ) Манифест « Пощечина общественному вкусу »: « Мы отрицаем правописание »; « Мы расшатали синтаксис »; « Нами уничтожены знаки препинания » « Мы новые люди новой жизни » Сборники: «Рыкающий Парнас», «Дохлая Луна», «Доители изнуренных жаб» Группы: «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Будетляне»
учитель литературы Мещерякова Н.А. Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй пелся облик Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жил лицо. В. Хлебников
учитель литературы Мещерякова Н.А. Футуристы И Северянин В.Хлебников В.Маяковский
учитель литературы Мещерякова Н.А. Акмеизм( ясность, вершина) Основные принципы акмеистов: отказ от мистической туманности, приятие мира во всем его многообразии, звучности, яркости; четкость образов; обращение к прошлому (образы из мифов, из русской истории)
учитель литературы Мещерякова Н.А. Я знаю веселые строки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав. Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф Н. Гумилев
учитель литературы Мещерякова Н.А. «Акмеисты» «Цех поэтов» А.Ахматова Н.Гумилев О.Мандельштам
учитель литературы Мещерякова Н.А. Cравнительная таблица модернистских течений рубежа веков Критерии для сопоставления СимволизмАкмеизмФутуризм 1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваемМир надо переделать 2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое 3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определен- ность слова Свобода в обраще- нии со словом 4.Особенности формы Намеки, иносказа- ния Конкретная образность Обилие неологиз- мов, искажений слов 5.Близкий род искусства Музыка Живопись,архитек- тура, скульптура Живопись
учитель литературы Мещерякова Н.А.