Качество электронного обучения = Качество обучения? Гриценко Анатолий Гуманитарно-экономический и информационно- технологический институт (ГЭИТИ)
План выступления 1)Обучение vs Электронное Обучение 2)Дидактика 3)Аргументы за разделение КЭО и КО 4)Аргументы за объединение 5)РФ - Лицензирование и аккредитация 6)Заключение
Электронное обучение принципиально новый процесс достижения компетенций? процесс достижения компетенций, поддержанный ИКТ?
Дидактика:: как мы учим? Анализ существующих компетенций на соответствие целям обучения Разработка траектории обучения Доставка учебных материалов Доставка квалифицированных ответов на вопросы и суждения Измерение степени достижения требуемой компетенции Обеспечение мотивирующей среды для обучения
Традиционное и электронное обучение:: аргументы за разделение критериев качества ЭО = новые возможности и проблемы Индивидуализация обучения Сетевое взаимодействие (web 2.0) Проблема мотивации Проблема ИКТ (устойчивость, безопасность и т.д.)
Стандарты, требования, рекомендации по качеству электронного обучения Руководство по качеству DETC (Distance Education and Training Council, - Совет по дистанционному образованию и обучению, США; EFQUEL (Сертификация UNIQUe) DLAE «Аккредитация дистанционного образования. Процессы и критерии» (the Special Interest Group in Distance Learning Accreditation in Europe, dlae.enpc.fr) - Группа по аккредитации дистанционного образования в Европе, ЕС; E-xcellence, критерии оценки качества электронного обучения (EADTU, European Association of Distance Teaching Universities, - Европейская ассоциация университетов дистанционного обучения, ЕС; Руководящие принципы электронного обучения (Canadian Recommended e-Learning Guidelines), Канада; Рекомендации проекта UNIQUe (European University Quality in eLearning, unique.europace.org) – Европейское Университетское качество в электронном обучении, ЕС; Рекомендации проекта QAA (Quality Assurance Agency for Higher Education, - Агентство по оценке качества в высшем образовании, Великобритания; Универсальный стандарт по сертификации программ электронного обучения CEL - Certification of e-learning (The international network for excellence in management development, EFMD, - Европейский фонд развития управления, ЕС; Знак качества BLA Quality Mark (BLA, The British Learning Association, learning.com) - Британская Ассоциация Открытого Образования, Великобритания; learning.com ISO/IEC FCD Information technology Quality management, assurance, and metrics Part 1: General approach (ISO, International Organization for Standardization, – Международная организация по стандартизации.
Традиционное и электронное обучение:: аргументы за объединение критериев качества Электронное обучение = подход для повышения эффективности процесса обучения Цели обучения и целевые группы обучения, а не новые возможности ИКТ находятся во главе угла Многие стандарты электронного обучения содержат большую часть, применимую в традиционом (обычном) и наоборот.
Лицензирование и аккредитация - РФ Лицензионные и аккредитационные показатели (количествинные) РФ. Как развивать электронное обучение? Общий подход критериев эффективного обеспечения процесса согласно целям обучения и целевым группам (пример, ENQA)
Вместо выводов Цели обучения и целевые группы превыше всего Внедряя электронное обучение, полезно опираться на существующие стандарты КЭО Динамика мотивации, компетенций и затрат обучающегося – существенный показатель качества любого обучения
Благодарю за внимание! (или электронное внимание?:) Гриценко Анатолий Гуманитарно-экономический и информационно- технологический институт (ГЭИТИ)