Стратегические направления повышения квалификации педагогических кадров Республики Беларусь в области E-Learning на основе Distance Learning Александр Пупцев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики, Академия последипломного образования
Кодекс Республики Беларусь об образовании В Республике Беларусь впервые принят кодекс об образовании – 2 декабря 2010 года. Кодекс содержит: 17 разделов, 63 главы и 295 статей
Формы получения образования (статья 17) Очная форма образования (дневная и вечерняя) Заочная форма образования Дистанционная форма получения образования вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущес- твенно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий.
Дополнительное образование взрослых Образовательные программы дополнительного образования взрослых реализуются в очной и заочной формах получения образования Статья 242 Кодекса.
Программа Комплексной информатизации системы образования Организация и проведение тестирования специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий. Введено обязательное тестирование всех руководящих работников системы образования в течение трех лет. Разработка дистанционных курсов в области обучения ИТ-технологиям, педагогики дистанционного обучения Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки кадров в области ИТ путем создания системы региональных ИТ-тьюторов Проведение ежегодной научно-практической конференции, по вопросам использования коммуникационных технологий в образовании
В рамках программы определены три стратегических направления повышения квалификации: развитие знаний и умений педагогов в области информационных технологий; совершенствование умений применять и разрабатывать электронные средства обучения и мультимедийные учебные материалы на основе требований E-Learning; обучение разработке и сопровождению дистанционных курсов.
На территории Беларуси используются различные системы дистанционного обучения, среди них Moodle, E-University (разработка фирмы IBA, Минск), Прометей и др. В настоящее время в Академии последипломного образования, региональных и городском институтах развития образования установлена дистанционная среда Moodle.
годы Дистанционное обучение активно развивалось в отдельных белорусских университетах: Белорусский национальный технический университет (Международный институт дистанционного обучения), Белорусский государственный университет, Белорусский государственный университет электроники и информатики, Белорусский аграрный технический университет, Белорусский государственный педагогический университет.
Дополнительное образование Дистанционное обучение развивалось в основном в Академии последипломного образования, Минском городском институте развития образования, Институте повышения квалификации при БГПУ. В период годы в системе повышения квалификации по программе информатизации разработаны дистанционные курсы для педагогов: «Современные информационные технологии», «Использование электронных средств обучения в процессе»
Дистанционный курс «Современные информационные технологии» Основные учебные модули: 1. «Информационное общество и информатизация образования» 2. «Современное аппаратное и программное обеспечение компьютера» 3. «Коммуникационные технологии и Интернет» 4. «Технология обработки текстовой информации» 5. «Технология работы с электронными таблицами» 6. «Мультимедийные презентационные технологии»
Дистанционный курс «Использование электронных средств обучения в образовательном процессе» 1. «Классификация электронных средств обучения» 2. «Дидактические и методические функции электронных средств обучения» 3. «Методы и формы компьютерного обучения» 4. «Разработка авторских методик по использованию электронных средств обучения» 5. «Учебные видео уроки с применением электронных средств обучения» 6. «Процесс внедрения электронных средств обучения»
В 2010 году спроектирован и разработан коллективом ведущих специалистов и педагогов Республики Беларусь в Национальном институте образования дистанционный курс «Технология и педагогика дистанционного обучения» в рамках реализации государственной программы «Комплексной информа-тизации образования Беларуси».
Дистанционный курс «Технология и педагогика дистанционного обучения» ДК предназначен для преподавателей университетов, методистов и специалистов повышения квалификации, курирующих процесс информатизации образования, руководителей методических объединений учителей, творчески работающих педагогов, владеющих основами современных информационных технологий. ДК размещен в системе дистанционного обучения Moodle в «Академии последипломного образования».
Цели дистанционного курса изучение основных направлений педагогики дистанционного обучения; формирование умений и навыков проектирования и разработки дистанционных курсов; повышение качества сопровождения дистанционных курсов (тьюторат курса); знакомство с педагогическими технологиями, применяемыми в дистанционной форме обучения; формирование умений разработки электронных (мультимедийных) средств обучения, применяемых в дистанционном обучении.
ДК «Технология и педагогика дистанционного обучения» Очная форма Дистанционная форма
ДК «Технология и педагогика дистанционного обучения» Продолжительность проведения очного курса 72 учебных часа. Проведение дистанционного курса может быть осуществлено на протяжении 8-10 недель по 6-8 часов в неделю самостоятельных занятий слушателей под управлением квалифицир о ванного тьютора в дистанционной образовательной среде АПО или региональных институтов развития образования.
Содержательные линии дистанционного курса требования к дизайну дистанционных курсов и оформлению его учебных модулей; назначение основных управленческих, дидактических и коммуникативных компонентов дистанционных курсов; представление о контрольных мероприятиях дистанционного курса и оценке работы обучаемых в них; подготовка преподавателей к тьюторату (организации и сопровождению обучения) в информационной образовательной среде, общению в режиме реального времени в компьютерной сети; педагогические требования к оценке качества дистанционных курсов (сертификация курсов).
Основные учебные модули курса Модуль 1. Дидактические компоненты ДК и их назначение Модуль 2. Проектирование и создание компонентов в ДК Модуль 3. Организация и требования к сопровождению обучения в ДК Модуль 4. Организация и проведения коммуникаций в ДК. Модуль 5. Представление о контрольных мероприятиях ДК и их оценивание Модуль 6. Педагогические технологии, используемые в дистанционном обучении
Обучаемые должны знать: формы дистанционного обучения и дидактические принципы его функционирования; основы организации учебного процесса в дистанционном обучении; основные роли, функции, виды деятельности субъектов обучения в дистанционной среде; назначение компонентов ДК: организационно- управленческие, дидактические, коммуникативные; порядок организации, проведения и способы контроля знаний и умений слушателей в ДК; педагогические технологии, применяемые в дистанционном обучении.
Обучаемые должны уметь: анализировать структуру и содержание проектной модели ДК обучения в контексте образовательного учреждения и конкретной дисциплины; разрабатывать отдельные компоненты учебно- методических комплексов для дистанционных курсов (аннотацию и рабочую программу ДК, основные дидактические и информационные ресурсы и элементы ДК: электронные материалы, обучающие презентации, лекции, семинары, тесты, задания, форумы.); сопровождать обучение в дистанционной среде по учебному в ДК; применять компьютерную проверку знаний и умений слушателей в дистанционной среде.
Структура курса в среде Moodle
Представление модулей
Словарь терминов
Контрольные мероприятия курса. Тесты Контрольные тесты содержат 25 вопросов, имеют ограничения по времени – 30 минут и могут выполняться только 2 раза. Вопросы в контрольном тесте могут выбираться случайно из базы, поэтому при второй попытке сдачи теста некоторые вопросы могут отличаться от вопросов, которые были при первой попытке сдачи теста.
Примеры вопросов теста
Контрольные задания курса Задание 1. Создать фрагмент дистанционного курса с минимальным количеством учебных компонентов в демонстрационном пространстве Moodle Задание 2. Добавить во фрагмент курса коммуникационные компоненты Задание 3. Разработать групповой проект для дистанционного курса
Направления педагогических исследований и повышения квалификации Blended Learning: Hybrid/Flexible Course Design Dynamic Collaboration, Discussion, and Facilitation Practices Preparing Faculty for Blended Teaching and Learning
Направления педагогических исследований и повышения квалификации Moving Your Course Content Online Certificate in Online Education Foundation Course Podcasting in Higher Education: Current Trends and Applications Using The Quality Matters Rubric to Your Online Course
Направления педагогических исследований и повышения квалификации Great Web 2.0 Tools to Improve Learning Video and Audio Tools for Teaching and Learning Asynchronous Tools for the Blended Classroom Synchronous Activities for the Blended Classroom PowerPoint Less: Going Beyond.ppt to Build Effective, Interactive, Online Presentations
Литература 1. Пупцев, А.Е. Дистанционное обучение педагогов современным информационным технологиям в системе повышения квалификации / А.Е. Пупцев. Кіраванне ў адукацыі. – С.14– Пупцев, А.Е. Обучение разработке и сопровождению дистанционных курсов в системе повышения квалификации педагогов / А.Е. Пупцев // Сборник научных трудов «Академии последипломного образования». – – Выпуск 5. – С Пупцев, А.Е., Солодовникова, М. Л. Совершенствование дистанционной среды обучения. Народная асвета, 12, 2010, 49–52.
Благодарю за внимание !