Предложения о составе перечня нормативов по использованию ДОТ Никуличева Наталия Викторовна зав.кафедрой методологии дистанционного повышения квалификации УЦ ФИРО
«Концепция развития системы непрерывного образования в Российской Федерации до 2012 года» от 11 ноября 2008 г Новые технологии в образовании на базе активных методов обучения (дистанционное обучение на базе ИКТ, кейсы, компьютерные симуляторы, тренажерные комплексы, деловые игры, проектные методы обучения, стажировки) повысят эффективность образования. Это обеспечит формирование у слушателей программ непрерывного образования не только устойчивых знаний, но и способности применять эти знания в практической деятельности.
Исследование потребностей практикующих педагогов ДО Предлагалось составить перечень необходимых документов, которые нужно будет разработать и принять по всем уровням образования (школа, НПО, СПО, ВПО, доп.образование, ПК и переподготовка). Предполагается, что в одном документе по определённой тематике будут оговорки для всех этих уровней, если они нужны.
Составленный перечень (условное название документа и краткое содержание) 1. Требования к созданию учебно- методических комплексов ДО, электронных учебников и критерии оценки их качества (экспертиза). 2. Требования к созданию дистанционных курсов и критерии оценки их качества (экспертиза).
3. Документ о включении в стандарты вузов по педагогическим специальностям новых дисциплин по дистанционному обучению (ДО) : «Проектирование курса ДО», «Педагогический дизайн ДО» и т.д. Новые дисциплины
4. «Перечень требований к лицензированию организации, использующей ДОТ в образовательном процессе (технические, методические, кадровые и т.д.)» - дополнения в общий пакет по лицензированию образовательного учебного заведения, учреждения доп.образования в части получения общего образования, НПО, СПО, ВПО, повышения квалификации с помощью ДОТ. 5. Требования к лицензированию образовательных учреждений доп. образования в части повышения квалификации в области ДО. 6. Лицензирование компаний, разрабатывающих программы для ДО. Лицензирование
7. Документ о введении в ОУ новых должностей в штатное расписание, связанных с ДО: дист. педагог (сетевой преподаватель), методист по ДО, зам.директора по ДО и др., а также структурных подразделений (отделов ДО, отделений ДО и т.д.): с должностными обязанностями сотрудников, оплатой их труда, требованиями необходимой квалификации, образования и опыта работы для назначения на должность методиста ДО, зам.директора по ДО и т.д. Новые должности
8. Сборник нормативных документов для использования ДОТ в образовательном процессе (документы, регламентирующие разработку учебного плана для ДО, программ, учёта рабочего времени, положения о ДО в образовательном учреждении и т.д.) Требования для будущих студентов ДО: наличию соответствующих знаний и умений, которыми студенты должны обладать для успешного обучения в ДО; наличие соответствующих навыков и мотивации, психологической подготовки и самоорганизованности и т.п. у студента для обеспечения их успеваемости в ДО. Порядок аттестации и контроля в учебном процессе образовательного заведения, учреждения доп.образования в части получения общего образования, НПО, СПО, ВПО, повышения квалификации с помощью ДОТ. Сборник нормативов
9. Программы повышения квалификации и переподготовки (сертификации) по тематике ДО для педагогических работников, для сотрудников бизнес-структур и т.д. Повышение квалификации
10. Перечень специальностей, рекомендованных для обучения с применением ДОТ. Предлагается разработать многоступенный список предметов, специальностей, курсов, например: 1-я очередь – самые «легкие и проверенные» с точки зрения методологии перевода из аудитории в ДО; 2-я – более проблематичные с точки зрения методологии, но возможные при определенных условиях; 3-я – перспективная с учетом развития техники и технологий и т.д. Перечень специальностей
11. Дополнения в Правила аттестации педагогических работников (дистанционных преподавателей и административных работников ДО). Аттестация
12. Документ, регламентирующий использование электронной подписи и печати при оформлении договорных и финансовых документов при организации ДО. Электронная подпись
13. Документ, регламентирующий защиту авторских прав разработчиков электронных учебников, дистанционных курсов. Авторское право
14. Регламентация деятельности репозитариев метаданных (ресурсных центров, баз данных и порталов), создание единого ресурсного центра электронных изданий для ДО. Репозитарии ДО
15. Разработка стандартизации инструментария для ДО для обеспечения информационной совместимости распределенной системы РФ с европейскими образовательными сетями. Совместимость
Необходимо также сразу определиться с понятиями: ДО – ДОТ – ИКТ в очном или ИКТ в дистанционном обучении. Необходимо создавать рабочую группу для разработки документов.
Что мы понимаем под дистанционным обучением? Методологические основы – концепция ДО проф. Е.С. Полат. Дистанционное обучение является новой системой обучения, включающей педагогические и информационные технологии. Дистанционное обучение - система обучения, основанная на взаимодействии преподавателя и слушателя, слушателей между собой на расстоянии, отражающая все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, организационные формы, средства обучения) с помощью специфичных средств ИКТ и Интернет-технологий.
Выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований НИР «Разработка комплекта практикоориентированных пособий для сетевой формы повышения квалификации» (2008) НИР «Разработка УМК для дистанционного обучения сетевой формы повышения квалификации» (2009) Разработка экономической и организационной схемы дистанционного обучения в УЦ ФИРО Разработка механизма экспертизы дистанционных курсов (совместно с Отделом экспертизы учебных изданий ФИРО)
Курсовая деятельность кафедры (2008/2009 учебный год) Дистанционные курсы повышения квалификации (проводятся в течение всего учебного года по заявкам от учебных заведений с группой от 10 человек): 1. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении (72 часа). 2. Подготовка дистанционного педагога для работы в виртуальной среде (72 часа). Очные курсы повышения квалификации (проводятся по плану- графику УЦ ФИРО): 1. Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении (72 часа) 2. Разработка УМК для дистанционного обучения: электронный учебник, дистанционный курс, система тестирования (72 часа) 3. Внедрение ИКТ в образовательный процесс (72 часа) 4. Подготовка дистанционного педагога для работы в виртуальной среде (72 часа) 5. Методология и практика разработки, внедрения и поддержки международных образовательных проектов на основе информационных технологий (72 ч.)
Никуличева Наталия Викторовна Личный сайт: URL кафедры: Телефон: Телефон: доп. 116 Адрес: г. Москва, Волгоградский проспект, 43, 7 этаж, кабинет 86