Основные направления вычислительной техники по мере ее развития: 1. Первоначально средства вычислительной техники подразумевалось использовать для выполнения различных математических вычислений. Развитие этого направления привело к развитию разделов математики, связанных с численными методами вычислений, и к появлению алгоритмических языков, ориентированных на выполнение математических расчетов (примерами таких языков являются ПАСКАЛЬ и FORTRAN, которые до сих пор широко применяются для научных расчетов).
2. Затем, по мере увеличения возможностей и уменьшения стоимости вычислительных средств, получило развитие второе направление, связанное с использованием средств вычислительной техники в автоматизированных информационных системах. Здесь основные функции вычислительных средств состоят в поддержке надежного хранения информации и предоставлении пользователю возможностей быстрого поиска и обработки хранимой информации.
3. Со временем именно второе направление, связанное с хранением и обработкой данных, привело к появлению в конце 60-х – начале 70-х годов специализированного программного обеспечения, получившего название систем управления базами данных (СУБД). СУБД позволяют структурировать, систематизировать и организовывать данные для их компьютерного хранения и обработки.
СУБД – это универсальный комплекс прикладных программ, предназначенный для создания и обслуживания баз данных, а также обеспечения доступа к данным и их обработки.
Добавление, удаление, изменение и выборка данных производится при помощи языка запросов, встроенного алгоритмического языка и других средств СУБД. Реализация запросов обеспечивается диалоговой системой команд меню или запросами по примеру QBE (Query By Example). В первом случае отдельный запрос выполняется одной или несколькими командами языка СУБД. Последовательность команд языка СУБД образует программу (например, СУБД Dbase). Во втором для выполнения запроса пользователь выбирает последовательно один или несколько пунктов меню или указывает в запросе пример (образец), по которому составляется запрос, а также при необходимости условия выбора и операции вычисления, которые необходимо выполнять с данными (например, СУБД Paradox, Access). Последовательность команд меню и запросов может быть запомнена в программе-макросе и в дальнейшем выполнена так же, как командный файл.
Признаки классификации: среда функционирования класс компьютеров и операционных систем (платформа), на которых работает СУБД, в том числе разрядность операционной системы, на которую ориентирована СУБД; тип поддерживаемой в СУБД модели данных: сетевая, иерархическая или реляционная; возможности встроенного языка СУБД, его переносимость в другие приложения (SQL, Visual Basic, ObjectPAL и т.п.); наличие развитых диалоговых средств конструирования (таблиц, форм, запросов, отчетов, макросов) и средств работы с базой данных; возможность работы с нетрадиционными данными в корпоративных сетях (страницы HTML, сообщения электронной почты, изображения, звуковые файлы, видеоклипы и т. п.); используемая концепция работы с нетрадиционными данными объектно- реляционные, объектные; уровень использования локальная (для настольных систем), архитектура клиент-сервер, с параллельной обработкой данных (многопроцессорная); использование объектной технологии OLE 2.0; возможности интеграции данных из разных СУБД; степень поддержки языка SQL и возможности работы с сервером баз данных (SQL-сервером); наличие средств отчуждаемых приложений, позволяющих не проводить полной инсталляции СУБД для тиражируемых приложений пользователя.
К общим свойствам СУБД Approach, Paradox и Access относятся: графический многооконный интерфейс, позволяющий пользователю в диалоговом режиме создавать таблицы, формы, запросы, отчеты и макросы; специальные средства, автоматизирующие работу, многочисленные мастера (Wizards) в Access, ассистенты (Assistants) в Approach и эксперты (Experts) в Paradox; возможность работы в локальном режиме или в режиме клиента на рабочей станции (Windows NT 3.51, Novell NetWare 4.1); использование объектной технологии OLE2 для внедрения в базу данных разной природы (текстов, электронных таблиц, изображений и т. п.); наличие собственного языка программирования.
Особенности СУБД Approach, Paradox, Access: в Approach, в отличие от Paradox и Access, не обеспечивается полная поддержка языка запросов SQL, что ограничивает ее возможности в многопользовательских системах только просмотром данных; в Access предусмотрена автоматическая генерация кода SQL при создании запроса пользователем; в Approach язык для разработки приложении Lotus Script уступает по интеграционным возможностям и удобству работы объектно-ориентированным языкам (в Paradox ObjectPAL, u Access Visual Basic); Visual Basic в Access является наиболее мощным языком программирования, который обладает свойством автономности от СУБД и переносимости в другие приложения Microsoft Office, обеспечивая хорошую интеграцию данных; в Access имеется Мастер анализа таблиц, с помощью которого можно выполнить нормализацию таблицы.
В общем смысле база данных (БД) это поименованный набор организованных данных, отражающий состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области. Любую совокупность взаимосвязанной информации, объединенной по определенному признаку (например, расписание движения транспорта, сведения о студентах вуза или сотрудниках предприятия) в этом смысле можно назвать базой данных. Но в настоящее время этот термин употребляется только применительно к компьютерам. Поэтому определение базы данных звучит следующим образом: Базами данных называют электронные хранилища информации, доступ к которым осуществляется с помощью одного или нескольких компьютеров.
В диалоговом окне выбрать: Создать файл… Получим:
Теперь выберем: Новая база… Появится диалоговое окно, в котором выбирается папка для БД, а также имя новой БД.
После того как имя БД выбрано, нажимаете кнопку «Создать» и получаете:
В Access несколько способов создания таблицы БД. Рассмотрим первый способ, для чего на панели инструментов окна БД нажмем кнопку «Создать», получим диалоговое окно:
Заметим, что три первых позиции (Режим таблицы, Конструктор и Мастер таблиц) – это режим создания совершенно новой таблицы. Режим «Импорт таблиц» позволяет импортировать данные из внешнего файла в текущую БД. Режим «Связь с таблицами» позволяет создавать таблицы с вязанные внешними БД.
Выберем «Режим таблицы» и получим:
Рассмотрим элементы таблицы:
Теперь заполним эту таблицу, например, для ведомости студенческой группы из 15 человек по 4 предметам, с указанием пола студентов.
Теперь нажмите кнопку «Сохранить» После чего появится диалоговое окно, в которое вводится имя вашей таблицы. Назовем ее «Студенты».
Далее вам будет предложено создать ключевые поля. Дело в том, что Access является реляционной базой данных. Логические связи каждой пары таблиц реализуются за счет одинаковых полей в связываемых таблицах - ключа связи. Ключом связи всегда является уникальный ключ главной таблицы. Значения уникального (первичного) ключа не могут повторяться в записях таблицы. Строки таблицы однозначно идентифицируются значением ключа. Ключ может быть простым или составным. Связи между таблицами дают возможность совместного использования данных из разных таблиц. Появляется возможность конструирования многотабличных форм, запросов и отчетов, обеспечивается требование целостности данных.
Реляционная база данных состоит из нормализованных таблиц, соответствующих следующим требованиям нормализации: Информационный объект (таблица) должен содержать уникальный идентификатор (ключ). Все описательные поля должны быть взаимонезависимыми. Все поля, входящие в составной ключ, должны быть также взаимонезависимы. Каждое описательное поле должно функционально - полно зависеть от ключа, т.е. каждому значению ключа соответствует только одно значение описательного поля. При составном ключе описательные поля должны зависеть целиком от всей совокупности полей, образующих ключ. Каждое описательное поле не может зависеть от ключа транзитивно, т.е. через другое промежуточное поле.
Вы можете сами выбрать ключ, а можете просто согласиться на предлагаемы выбор ключа и тогда Access сам назначит ключевое поле.
В результате получим:
Теперь закрывая таблицу, в окне БД увидим:
Теперь в разделе «Создать», выберем «Конструктор»
Заполняя поля для заголовка будущей таблицы, мы сразу можем указывать типы элементов записи, а также заполнять свойства каждого элемента.
Для номера задаем тип «счетчик», для «ФИО» и «Пол» тип – «Текстовый», а дл остальных тип – «Числовой».
Теперь сохраняем полученную конструкцию под именем «Студенты2» и закрывая конструктор, получим:
Теперь можно заполнить содержимое таблицы:
Для создания таблицы третьем способом, выберем «Создать» и в диалоговом окне выбираем позицию «Мастер таблиц». Получаем окно:
Производим выбор полей по принципу совпадения типов. Получаем:
Теперь при помощи кнопки «Переименовать поле», переименуем поля так как нам надо. Для этого выделим поле для переименования и нажмем данную кнопку, получим окно:
Теперь удаляем старое имя поля и вносим новое и так для всех полей. Получаем:
Выбрав поля и переименовав их, можно нажимать кнопку «Далее». Задаем имя таблицы, а также определяем способ задания ключа.
В следующем окне выбираются связи таблицы. Мы пока строим таблицу без связей, поэтому пропускаем это окно.
В последнем окне выбираем ввод данных и нажимаем кнопку «Готово».
Получаем таблицу для заполнения. В результате получаем: